Известно, что до осени 1935 года караулы на территории Московского Кремля несли курсанты 1-й Советской объединенной военной школы РККА им. ВЦИК, на смену которым пришли военнослужащие батальона особого назначения. Курсанты не справлялись с охраной Кремля?
Олег Галкин: Школа ВЦИК разрослась до неимоверных размеров, в Кремле стояли дивизионы пехоты, артиллерии, химиков, разведчиков, здесь квартировала кавалерия... Школе было очень тесно в Кремле. Крайне усложнился учебный процесс. Качество несения службы в караулах было отвратительное. Курсанту приходилось и учиться, и нести службу в караулах, и обеспечивать протокольные мероприятия и парады. Нагрузка неимоверная. Ко всему еще двойная подчиненность: охрана первых лиц шла по линии Народного комиссариата внутренних дел. За охрану и допуск в Кремль отвечала армия. Что недопустимо. Поэтому и решили подчинить кремлевский гарнизон НКВД.
Сегодня полком командуете вы - генерал. А 80 лет назад?
Олег Галкин: Первым командиром полка стал майор Петр Азаркин. В возрасте 36 лет.
Вообще-то, трудно представить Кремль, где квартирует кавалерия и артиллеристы. Для этого он тесноват.
Олег Галкин: Именно в Кремле в 30-е годы прошлого столетия они и размещались. Помните - Ленин проводил в Кремле знаменитый субботник? А знаете, что тогда расчищали? Двор Арсенала! Разгребали склады, чтобы освободить помещение, в том числе для кавалерийского и артиллерийского дивизиона. На территории Кремля была и конюшня.
Молодой человек, попавший сегодня в ваш полк по призыву, через год сможет продолжить службу в ФСО: в подразделениях охраны первых лиц?
Олег Галкин: В наших комендатурах он может продолжить службу. А если устроится на контракт, отслужит определенное время и пройдет обучение в учебных заведениях ФСО, то может получить звание прапорщик. А вот в личной охране - нет, там нужны офицерские кадры и, естественно, высшее образование. При поступлении в профильные вузы, например, в академию ФСО в Орле, на солдата, отслужившего в Президентском полку, конечно, обратят внимание. Но никаких квот нет, поступление в вуз - на общих основаниях. И там серьезный конкурс. Но - все возможно. Нынешний комендант Мавзолея Александр Александрович Горбунов прошел службу в полку от рядового до полковника. У нас есть династии, причем, люди служат уже в третьем поколении. И не только сыновья кремлевцев, но и дочери. Например, психолог Почетного кавалерийского эскорта - майор Ирина Бедрина. Ее муж служит прапорщиком, а сын проходил службу по призыву. Особо отмечу: никакого блата, отбор для всех одинаково жесткий. Детям проще только в том смысле, что они отлично знают, как служат их родители, какие здесь физические и психологические нагрузки.
Во время Великой Отечественной Кремль бомбили. Но при этом и сам Кремль, и Красная площадь, и мосты через Москва-реку были тщательно замаскированы. Люфтваффе бомбили центр города наугад? Или маскировка не сработала?
Денис Варенников: Всего за период войны на территории Кремля погибло 92 военнослужащих и сотрудника комендатуры. После бомбежки, которая разрушила Арсенал, у нас только на разбор завалов выделяли по сто человек ежедневно. Целый день работали, разбирая по кирпичику. Это дает представление о масштабе разрушений в Кремле. Что действительно помогло, так это грамотная ПВО Москвы. Очень мощная. Мы сейчас поднимаем документы. Выясняется, что 40% ПВО страны были стянуты сюда. При этом сильно страдало Подмосковье: немцы, не достигнув цели, сбрасывали бомбы куда попало. Они поняли, что ПВО Москвы, в отличие от, скажем, Лондона - очень серьезная. У них почти не было шансов прорваться днем. Бомбили ночью, и маскировка не работала.
Документы люфтваффе рассекречены? Их летчики видели Кремль?
Денис Варенников: Архивы рассекречены. Да, немецкие летчики определяли по своим картам Кремль, и пытались наносить по нему целенаправленно авиаудары. Колоссальное значение имел режим светомаскировки и ложные цели. В Подмосковье на пустырях устраивали пожары, которые имитировали горящие предприятия. И это срабатывало, немцы бомбили пустыри.
Из фильмов о войне вы знаете, что в то время очень большое значение уделяли борьбе с зажигательными бомбами. Дело было не только в предотвращении пожаров. "Зажигалки" своим пламенем демаскировали важные объекты.
На Кремль сбрасывали и нефтеналивные фугасные бомбы. Пример: со стороны Александровского сада было зафиксировано падение такой: разлив нефти произошел, а вот поджиг, к счастью - нет. Кремлевские стены ведь со скатами, из-за чего некоторые зажигалки не срабатывали. Просто разбивались о стены.
Кремль спасала и продуманная закраска бликующих поверхностей. Представьте: спускается осветительная бомба на парашюте. Блик куполов четко бы обозначал местоположение Кремля, и его можно было бы бомбить прицельно.
Был случай: в Тайницком саду стояла автоколонна - грузовики, груженные боеприпасами для зенитных батарей. Зажигательные бомбы подожгли машины. В это время бойцы полка шли на смену. Они по склону сбежали к горящим машинам, с огромным риском для жизни потушили. Кузова уже горели, ящики со снарядами дымились. Взрыва не произошло. В противном случае смело бы в сторону Москва-реки всю кремлевскую стену.
Зимой 1942-го одна из ваших рот была преобразована в роту противотанковых ружей. Известно, что полк готовил снайперов для армии. Но зачем нужны были истребители танков в Кремле?
Денис Варенников: Была угроза прорыва танковых клиньев вермахта с севера и с юга. В Москве создавали противотанковые районы и зоны. Кремль также не был исключен из этих мероприятий. По кремлевским стенам были распределены снайперские и пулеметные точки. В Кремль на тот период было четыре проезда, которые надо было закрывать. Как на подступах, так и на проездных воротах. Готовились и к борьбе с вражескими десантами, к отражению химических атак.
Вопрос - командиру. Кого можно считать историческим прообразом вашего полка? Рынды Ивана Грозного? Стрельцов? "Золотую роту" Николая I?
Олег Галкин: Мы - не преемники никаких частей. Все создавали с нуля. Ни рынды, ни стрельцы, ни гарнизонные полки гарнизоном Кремля никогда не были.
Президентский полк по сути - первый полноценный гарнизон и основная войсковая сила крепости под названием Кремль. Как государственного центра, как символа России, как культурного достояния страны. И конечно, гарнизон, который охраняет первых лиц, которые здесь работают. Поскольку Кремль - резиденция главы государства.