Грядущий проект - один из самых масштабных за последнее время. Такого количества и многообразия имен художников-авангардистов, собранных в одном месте, Москва не видела давно. Куратор экспозиции - известный искусствовед и издатель Андрей Сарабьянов. Русский авангард привезут из музеев 19 российских городов, что в очередной раз разрушит миф о том, что в региональных музеях экспозиции очень скудные. География выставки - Архангельск, Астрахань, Елец, Иваново, Кострома, Краснодар, Нижний Новгород, Тотьма, Омск, Ростов, Ярославль и другие.
Среди представленных на выставке художников - Казимир Малевич, Марк Шагал, Василий Кандинский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Борис Григорьев, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк, Александра Экстер и многие другие. Всего 100 полотен начиная с середины 1900-х годов и до 1918 года.
Как оказались эти шедевры в российской глубинке? В отделе ИЗО Наркомпроса был разработан весьма новаторский по тем временам проект. Он был инициирован в 1918 году Василием Кандинским и продолжен Александром Родченко. Впервые в мировой художественной практике возникла идея создания музеев современного искусства. Проект носил, как и все официальные указы, весьма сухое название - "Формирование музеев живописной культуры". За этой формулировкой скрывалась возможность сохранить расцветавшую культуру русского авангарда, пусть и вдали от Москвы "ввиду постоянно поступающих из провинции просьб как о расширении для имеющихся на местах музеев, так и об основании новых".
На протяжении нескольких лет специальная комиссия закупала работы художников-авангардистов и распределяла произведения в те города, где были художественные училища. С 1918 по 1920 год было закуплено 1926 работ у 415 авторов, из которых 1211 были распределены по 30 музеям России. Так, в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева оказались полотна Казимира Малевича, в Нижегородском государственном художественном музее - картины "амазонок авангарда" Ольги Розановой и Надежды Удальцовой, в Тульском областном художественном музее - работы Василия Кандинского, в Томском областном художественном музее - графика Лазаря Лисицкого, Александры Экстер, Давида Бурлюка.
Но проект ранних лет революции впоследствии признали утопическим и не соответствующим духу времени. Новых закупок больше не было, зато уже приобретенные полотна в собраниях остались.