В ДФО вскоре будут созданы десятки тысяч рабочих мест, прежде всего технического профиля. Какие инструменты для профориентации можно использовать, чтобы молодежь выбирала нужные экономике региона профессии, обсудили во Владивостоке представители бизнес-сообщества, федеральных и региональных органов власти, образовательных учреждений.
Один из инструментов повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования - международное некоммерческое движение WorldSkills, к которому Россия присоединилась в 2011-м. В прошлом году Якутия и Приморье, Хабаровский край и Амурская область провели свои чемпионаты по этой системе, а 21-24 апреля в Хабаровске пройдет финал ДФО по 39 компетенциям.
- Наша задача - привлечь к участию в WorldSkills не только крупный, но также малый и средний бизнес. Им нужно формулировать заказ на кадры, поддерживать финансово обучение, как это делают в развитых странах. Примеры такого подхода в России есть, а в нашем регионе? Пока мы видим, что в массе предприниматели не понимают своей роли. Как их "включить"? - обозначила проблему глава Дальневосточного представительства Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольга Курилова.
Прошлогодний региональный чемпионат WorldSkills в Приморье выявил трудности.
- Это дорогостоящий проект, было тяжело найти партнеров среди предприятий и организовать на их базе рабочие места для проведения конкурса. Пришлось вложить из бюджета края большие средства, создавая конкурсные места по мировым стандартам на базе образовательных учреждений. Исключение - "Восточная верфь" и Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, они совместно купили оборудование. И соревновались студенты, так как ни одно предприятие не смогло обеспечить участников в возрасте до 23 лет, - рассказала замдиректора департамента образования и науки краевой администрации Екатерина Черновицкая.
К чемпионату округа в Хабаровске готовятся 50 приморцев, они выступят в 23 компетенциях.
- Теперь у нас есть рабочие места: для подготовки электриков - лучшие на Дальнем Востоке, у поваров тоже отличная база. Сварщиков хороших готовим, но есть сложности с трудоустройством. Предприятиям нужны специалисты пятого-шестого разрядов, а из училища выходят с третьим. Стараемся решать эту проблему, создавая центры сертификации, есть и примеры дуального образования, когда предприятие покупает себе современные станки и еще один такой же - для профильного колледжа. Но в основном это делает крупный бизнес, а примеров сотрудничества с малым и средним - единицы, они плохо идут на контакт, - сообщила Екатерина Черновицкая.
Эксперты считают: проблема в том, что в промышленности малого и среднего предпринимательства практически нет, а у того бизнеса, что есть, не хватает финансов. Поэтому главную роль в подготовке кадров должно играть государство.
На раннюю профориентацию нацелены детские технопарки. В прошлом году их в России открылось три, а до конца 2016-го "Кванториумов" в регионах будет 13. Здесь дети в возрасте от пяти до 18 лет в игровой форме знакомятся с программированием, биотехнологиями, мехатроникой, с созданием беспилотных летательных аппаратов. Оборудование покупают предприятия, задача субъекта - финансировать работу технопарка, ведь для детей такие центры бесплатны.
В ДФО первый детский технопарк создадут в Комсомольске-на-Амуре, где формируется кластер высокотехнологичных производств и важно прививать интерес детей к инженерным специальностям как можно раньше. Школьники займутся здесь промышленным дизайном, робототехникой, механообработкой, авто- и судомоделированием.
По мнению Ольги Куриловой, "очень просится" детский технопарк и в Амурской области, ведь там строится космодром. Есть отдельные примеры и во Владивостоке. Так, глава группы компаний DNS Дмитрий Алексеев создал центр развития робототехники. Сейчас здесь занимается около 600 школьников, и еще 150 - "в листе ожидания", так как нет возможности принять всех.
- Нужно в целом образовательную систему вытягивать, в школе детей больше учить социальной жизни, а в технопарках давать дополнительные знания, - отметил Дмитрий Алексеев.
В Арсеньеве, по словам замдиректора по кадрам авиазавода "Прогресс" Евгения Макарова, с седьмого класса ученики всех школ города приходят в учебный центр предприятия для знакомства с рабочими специальностями. Есть и технический класс, летом школьников берут на работу, а студенты филиала Инженерной школы ДВФУ с третьего курса трудятся на авиазаводе.
Как сообщил представитель строительного НИИ во Владивостоке, к летним каникулам на базе строительного колледжа откроется детский центр. А глава автосервисной компании, поучаствовав как эксперт в чемпионате рабочих профессий Worldskills, создает для детей в рамках своего бизнеса участок по обслуживанию авто.
- Работа с человеческим капиталом предполагает, на мой взгляд, и формирование личности. Профессионала из человека с личностным началом можно сделать быстро, наоборот - времени потребуется на порядок больше, а в определенном возрасте это уже невозможно, - считает директор Азиатско-Тихоокеанской школы Елена Новикова.
Она привела примеры. По соцопросам десятилетней давности почти половина школьников страны хотела быть предпринимателями, а сейчас - меньше десяти процентов, зато растет число желающих стать чиновниками. А ведь без инициативы предпринимателей экономику не поднять. И преподаватели не умеют донести до ребят перспективы: на одном из учительских семинаров вопросы о новой стратегии развития Дальнего Востока, о свободном порте Владивосток и территориях опережающего развития вызвали замешательство, внятно ответить на них смогли три-четыре человека из почти 50 присутствующих. Стоит ли удивляться, что молодежь не в курсе перспектив малой родины и поэтому стремится уехать.
Дискуссия показала, что, несмотря на усилия, разрыв между системой образованием и работодателями остается. Представитель АСИ Ольга Курилова выразила надежду, что "этот разрыв в коммуникациях удастся преодолеть с помощью Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке".
В задачу агентства входит помощь инвесторам в привлечении нужных кадров, в том числе из других регионов, обучение их нужным компетенциям, координация всех участников решения кадровой проблемы.
- Скоро мы разместим на нашем сайте справочник востребованных на Дальнем Востоке профессий. Эксперты детально проанализировали развитие 25 отраслей, обобщили информацию о более чем 400 проектах. Создана база из 590 профессий, сформирована структура потребностей по цифрам и годам в каждом субъекте и по каждому проекту. Теперь всем регионам нужно выстроить сквозную систему профориентации, ориентированную на точки роста экономики, - заявил первый заместитель генерального директора Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Павел Игнатьев, приехавший на открытие регионального офиса АРЧК во Владивостоке.