Предполагается, что по новой схеме автомобили для перевозки больных будут предоставлять специальные компании. Пилотный проект уже три года работает в нескольких регионах страны, на Северо-Западе в нем участвуют Архангельская и Вологодская области.
Как считают власти, плюс в том, что наконец-то главврачи медицинских учреждений перестали заниматься ремонтом машин скорой. Этим теперь озабочены частники. И где они заправляют автомобили, по какой цене, врачей не волнует. У них высвободилось больше времени на выполнение непосредственных профессиональных обязанностей. А самое главное - жители получили новое качество оказания услуг. В среднем врачи прибывают к пациенту теперь на полторы минуты быстрее положенного срока. А ведь даже такое краткое время иногда может спасти человеку жизнь.
На Вологодчине новый механизм тестируется с 2013 года. Речь идет об аутсорсинге, то есть передаче определенного вида деятельности другой компании, действующей в нужной области. За это время в регионе удалось обновить парк санитарных автомобилей не за счет покупки новых, а за счет заказа транспортных услуг у специализированных организаций. Аренда автомобилей предоставляется в рамках федерального проекта "Новая скорая и неотложная помощь". Уже поставили почти 100 санитарных машин, что позволило полностью обновить автопарки Вологды и Череповца, а также нескольких центральных районных больниц. Инвесторы на условиях государственно-частного партнерства привлекли в проект более 150 миллионов рублей.
В Шекснинский район, например, отправили пять новеньких машин марки "Соболь", закупленных на частные средства. Как говорит главный врач центральной районной больницы Сергей Сахаров, в нынешних сложных экономических условиях обновить автопарк скорой помощи за собственные средства - задача невыполнимая. На поддержание материально-технического состояния старых машин больница тратила суммы, сопоставимые по затратам с покупкой нового автомобиля. Теперь все расходы возьмет на себя частник.
Что касается стоимости услуг, то, согласно прейскуранту, перевозка лежачих больных от подъезда до подъезда обходится в одну тысячу рублей. Если до квартиры без лифта - 1,5 тысячи, с лифтом - 1,2. Транспортировка по району и области - 15 рублей за один километр, расстояние из расчета в обе стороны. С одной стороны, как будто и недорого, а с другой - у жителей области есть некоторые опасения.
- Я с ужасом вспоминаю тот момент, когда на старой машине везли мою дочь в родильное отделение районной больницы, - говорит корреспонденту "РГ" Наталья Судакова. - Трясло всю дорогу, а потом еще и мотор заглох. Мы уже приготовились, что придется рожать прямо в машине. К счастью, успели. Поэтому парк автомобилей, конечно, надо обновлять. Всю рухлядь списать. Но боюсь повышения цен на услуги. Дорожает бензин, запчасти. Как будет восполнять свои потери частник? Перекладывать издержки на больных. Поэтому нужен контроль за тарифами.
В Архангельске частная скорая помощь под названием "Шанс" появилась в 2014 году, с июня 2015 года компания стала работать в системе обязательного медицинского страхования по всей области.
Прейскурант частной скорой выложен на сайте организации. Так, один выезд бригады в пределах Архангельска обойдется пациенту в 4,5 тысячи рублей (без учета скидок и рекламных акций), транспортировка пациента - три тысячи плюс 50 процентов от этой суммы, если пациент весит больше 80 килограммов, забор анализов на дому для лабораторной диагностики и доставка их в лабораторию без осмотра заказчика - две тысячи рублей.
- Тарифы на медицинскую помощь для медицинских организаций, работающих в системе ОМС, утверждаются комиссией по разработке территориальной программы ОМС, в том числе для частных организаций, - прокомментировали расценки "Шанса" в областном минздраве.
Мы пообщались с бригадой медиков, работающих на Архангельской городской станции скорой помощи. По словам водителя и фельдшера, все они имеют дополнительную ставку на частной скорой.
- Работаем сутки через двое, то там, то там, - рассказал водитель кареты скорой помощи Артем Ботыгин (фамилия изменена). - Зар-платы хватает только на жизнь, в итоге в месяц выходит около 25-30 тысяч рублей. Но спать очень хочется все время.
Добавим, что в настоящий момент на Архангельской станции скорой медицинской помощи не хватает двух врачей и 53 фельдшеров, а на северодвинской станции незанятых вакансий еще больше - 28 врачей, 32 фельдшера и одна медсестра.
Общие итоги федерального проекта подведут до 1 июня нынешнего года. Специалисты проанализируют классы используемых автомобилей скорой медицинской помощи во всех пилотных регионах, условия, в которых они эксплуатируются, рентабельность транспортных услуг, а также механизм формирования тарифов, в том числе влияние стоимости содержания, ремонта,
техобслуживания автомобилей и площади обслуживаемой территории на стоимость услуг. После этого будет решаться вопрос о целесообразности внедрения проекта на всей территории страны.
Кстати
По данным минздрава РФ, ежегодно регистрируется 46 миллионов вызовов скорой медицинской помощи. Подавляющее большинство из них (80 процентов дорожных аварий и 90 процентов вызовов вообще) обслуживаются в течение 20-минутного интервала. Существует норматив: 84,7 процента всех выездов должны быть совершены именно за это время. По распоряжению правительства, к 2018 году их доля должна увеличиться до 89 процентов.
Владимир Назаров, директор Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ:
- Пилотные проекты российских регионов подтверждают, что передача частным учреждениям немедицинской части услуг позволяет оказывать их более эффективно. В данном случае, например, потому что частные компании не будут заниматься сливом бензина. Аналогичным образом на контрактной основе частным компаниям можно было бы отдать и медицинские лаборатории. Кроме того, больницы могли бы брать у них в аренду медицинское оборудование, которое сейчас приходится закупать.