Получить такое признание само по себе почетно, а во время кризиса - тем более. Как удается крупнейшему девелоперу "держать марку" в это непростое время, рассказал "РГ" председатель Совета директоров ООО Группы компаний "Московский ипотечный центр" (МИЦ) Андрей Рябинский.
Андрей Михайлович, вы целенаправленно шли к победе, разрабатывали план, как возглавить рейтинг, или это случайное стечение обстоятельств?
Андрей Рябинский: Специального плана, как победить в рейтинге, не было. Мы просто зарабатывали репутацию. В правительстве Подмосковья были разработаны конкретные критерии, по которым отбирались компании: объем текущего строительства, наличие или отсутствие прецедентов нарушения своих обязательств перед физлицами по вводу жилья, по качеству строительства и так далее. Мы соответствуем этим критериям.
Как вам удалось ни разу не нарушить обязательства и делать при этом все качественно?
Андрей Рябинский: Не понимаю, если честно, как другим удается их нарушать. Я, наверное, довольно строгий начальник. Плюс у нас очень хороший, профессиональный коллектив - более 2500 человек. Каждый делает то, что обязан, и получается результат. Мы - большая компания, много строим (сейчас работаем по проектам общим объемом 5,5 млн кв. метров), нам удается выстраивать все технологические процессы так, чтобы мы делали все вовремя. И это для нас приоритет.
Кризис влияет на вашу работу?
Андрей Рябинский: Конечно, влияет. Работы больше, прибыли меньше. Почему работы больше? Да потому что в кризис надо все четче контролировать, быстро решать проблемы -- строительные, финансовые. Я их должен оперативно разруливать сам. А для этого мне следует заранее знать, где могут образоваться "узкие места".
Сейчас сильно упала покупательская способность потребителей. Что вы делаете в такой ситуации?
Андрей Рябинский: Конечно, есть несколько аспектов, за которыми надо следить. Во-первых, себестоимость строительства должна снижаться. Есть много "фокусов", на которые мы раньше не реагировали, потому что была хорошая рентабельность. Сейчас надо экономить каждую копеечку, что мы и делаем.
Во-вторых, мы следим за собственными ценами, чтобы четко быть в рынке. Если мы будем сидеть с завышенными ценами, у нас ничего не будут покупать, значит, у нас не будет входящего финансового потока. В-третьих, очень важна репутация. Сейчас она выходит на первый план. Ведь девелоперских компаний было много. Некоторые не выдержали этого кризиса и, по сути, превратились в "финансовые пирамиды".
Вы сказали, что были "фокусы", на которые вы раньше не обращали внимания. Что вы имели в виду?
Андрей Рябинский: Вопросы инженерного, строительного характера, которые могут приводить к снижению себестоимости. Есть определенные ноу-хау... Я бы не хотел раскрывать профессиональные секреты.
Некоторые девелоперы уходят с рынка. Дайте совет потребителям, как не ошибиться с выбором застройщика.
Андрей Рябинский: Во-первых, надо следить за строительным рынком. Во-вторых, лучше выбирать крупную компанию. Это, конечно, не 100% гарантии (доказательство - недавняя печальная история с одним из крупнейших застройщиков в Москве), но риски потерять деньги будут существенно ниже. Сейчас за крупными компаниями осуществляется пристальный контроль со стороны региональных властей.
В-третьих, я бы порекомендовал, прежде чем вложить деньги в первичную недвижимость, изучить форумы в Интернете, на которых люди делятся опытом общения с застройщиками. О застройщике всегда будет информация и положительная, и отрицательная. Но надо смотреть, какого она характера. Если у вас отрицательная информация по поводу того, что "мне дверь установили неровно, а потом ее целый месяц переделывали" - это проблема, но она исправима. А вот если вы получаете информацию из Интернета о том, что задерживаются сроки сдачи жилья, есть судебные процессы или даже митинги обманутых дольщиков - на это стоит обратить особое внимание.
Чиновники назвали вас лучшей компанией. А как вы относитесь к чиновникам? В России все так сильно забюрократизировано?
Андрей Рябинский: Стройка - социально ответственный бизнес. Бывает, люди всю жизнь копят на квартиру. И если они вложились в жилье, а застройщик прогорел и не построил его, то это настоящее несчастье для людей. Именно поэтому правительство Московской области внимательно следит за жизнью компаний, строящих жилье. Но по-другому нельзя. Словом, в этом случае "бюрократия" более чем оправдана.
Не должно быть на рынке столько девелоперов. До кризиса их было больше 600. Должно быть от 10 до 30 крупных компаний. Про них все знает губернатор. Они отчитываются. Например, мы отчитываемся перед правительством Московской области - какие объекты строятся, где у нас есть проблемы, как мы их решаем. За нами установлен тотальный контроль. А за какой-то маленькой фирмочкой, которая строит 50 тыс. метров, такого контроля нет. У них и нет ответственности перед людьми.
Насколько знаю, помимо бизнеса, у вас есть еще и профессиональное хобби. Вы поддерживаете отечественный бокс. Почему? И зачем вам это нужно?
Андрей Рябинский: Крупный бизнес не только деньги зарабатывает, но и реализует социальные проекты. Кто-то поддерживает культуру, музыкантов, художников, театр. А кто-то - спорт: баскетбол, биатлон, другие виды спорта. Кому что ближе. Я сам всю молодость занимался боксом, выступал на соревнованиях и знаю, как это нелегко. У меня друзья остались в этом виде спорта. И в какой-то момент я увидел, что профессиональный бокс разваливается, несмотря на то, что сами ребята-боксеры - атлеты мирового уровня.
Примерно три года назад мы создали компанию, которая занимается спортивным менеджментом и продвигает наших боксеров. Почти все наши ребята стали чемпионами мира. Только Дима Кудряшов пока не чемпион, но обязательно будет им в ближайшее время. Сейчас он в Америке - нарабатывает форму. Вернется с новыми силами.
Сколько чемпионов вы "подняли"?
Андрей Рябинский: Тут дело не в числе. Вот их имена: Денис Лебедев (будет сражаться за второй титул), Рахим Чахкиев, Гриша Дрозд (чемпион мира в самой престижной версии - WВC), Эдик Трояновский (чемпион мира сейчас по двум версиям, у него два пояса), Дима Бивол (чемпион США по версии WBC). Такие титулы, как "интерконти", я даже не буду перечислять, их много.
Лично вам это не приносит прибыли? Это для души?
Андрей Рябинский: Это для души. Перед парнями этими мне не стыдно, потому что мы делаем все, что обещали. Все понимают, что за ними кто-то стоит, кто-то большой и серьезный, защищает их, продвигает и заботится о том, чтобы у них все было хорошо. Это правильно. В России в профессиональном боксе такого никогда не было.
Избитый вопрос о планах на будущее. Какие они?
Андрей Рябинский: На этот вопрос не ответишь в двух словах. Есть план развития нашей компании, есть планы развития и в боксе. Мы их реализуем шаг за шагом. Мне очень хочется, чтобы движение было быстрее, чтобы кризис поскорее закончился. Но это от нас не зависит. Нам только остается работать в любых обстоятельствах. Вот мы и работаем.