Первым пунктом этого документа подтверждена приверженность "принципу неоспоримости первой статьи Конституции, определяющей, что Республика Молдова - суверенное и независимое, единое и неделимое государство". "Различные мнения в отношении политического, социального либо другого характера, - подчеркивается в декларации, - не могут и не должны противоречить данному принципу. Никакие публичные заявления либо действия лиц, наделенных государственной властью, не должны быть направлены на оспаривание данного принципа или прямо его нарушать". Во втором пункте сказано: парламент "признает, что постоянный нейтралитет Республики Молдова, провозглашенный Конституцией, является не только проявлением мирного и дружественного характера существования и развития нашего государства, но и осознанной необходимостью, гарантией сохранения мира и стабильности как внутри Республики Молдова, так и в регионе в целом". "Оспаривание конституционного принципа постоянного нейтралитета, а также осуществление действий, направленных на его упразднение, - говорится в документе, - не могут быть расценены иначе как прямая атака на Конституцию, на мир и спокойствие в нашей стране, на безопасность граждан Республики Молдова". Парламент Молдавии обратился ко всем международным организациям, странам с призывом "поддержать стремление к сохранению суверенитета, независимости, территориальной целостности и нейтралитета Республики Молдова, а также содействовать, по мере возможности, реализации усилий по защите молдавской государственности".
Случайно или нет, но этот документ был принят сразу после визита в Кишинев заместителя главы МИД России Григория Карасина и накануне приезда в Москву министра иностранных дел Молдавии Андрея Галбура. Продекларированное Молдавией стремление оставаться "ничьей", не вступая ни с кем в военно-политические союзы, должно понравиться Москве и создать почву для возобновления российско-молдавского диалога. В том числе и для дальнейших переговоров по проблеме Приднестровья. "Приднестровье становится площадкой для поиска взаимопонимания между РФ и ЕС в лице председательствующей в ОБСЕ Германии, - заявил советник председателя парламента Приднестровья Валерий Лицкай. - Это неплохая площадка, а по сравнению с Донбассом вообще дипломатический рай. В Приднестровье Россия может показать, что способна решать проблемы политически". По мнению приднестровского политика, теперь могут возобновиться переговоры в формате 5+2 (Молдавия и Приднестровье - стороны; ОБСЕ, Россия, Украина - посредники; ЕС и США - наблюдатели).
Эти переговоры нужны прежде всего Тирасполю. Его к ним толкает тяжелая экономическая ситуация в непризнанной республике, усугубляемая экономической блокадой со стороны Украины и Молдавии. Транзит товаров в Приднестровье через Украину уменьшился вдвое, торговый оборот с соседней страной резко снизился. Приднестровье вот-вот потеряет крупнейшие рынки.
Контактировать с внешним миром Приднестровью сегодня мешают не только экономические, но и административные (Тирасполь называет их государственными) преграды. А именно пограничные пункты в населенных пунктах, находящихся под юрисдикцией Кишинева. Это левобережные села Дороцкое, Кошница, Пырыта и Погребя, а также Варница на правом берегу Днестра. Вокруг этих сел не раз вспыхивали приграничные конфликты и споры. Напряженность сохраняется и теперь. До этого никакой официальной границы между Молдавией и Приднестровьем не существовало. Многие приднестровцы имеют молдавские паспорта, движение с левого берега Днестра на правый и обратно за годы противостояния никогда не регулировалось пограничным шлагбаумом. Объявить, что такой шлагбаум нужен, Кишиневу пришлось после того как Евросоюз пообещал либерализацию визового режима для граждан Молдавии, если будет обеспечена безопасность не только западной, но и восточной границы.
Переговоры по Приднестровью Молдавия, мягко говоря, не форсировала, проявляла пассивность, дав повод к предположениям, что Кишинев готов добровольно расстаться с сепаратистской территории, чтобы облегчить себе вступление в Евросоюз. Что такие настроения в Кишиневе витали, косвенно подтвердил экс-президент Румынии Траян Бэсеску в интервью одному из румынских телеканалов: "Если бы я был руководителем Молдовы, я бы давно отказался от Приднестровья в пользу Запада. Когда у нас были частные дискуссии с молдавскими политиками, я говорил им, что такое возможно. Но молдавским руководителям не хватает политической воли, они продолжают политику неопределенности".
Проявить желаемую Бухарестом определенность, то есть призвать к отказу от Приднестровья, для любого молдавского руководителя было бы равносильно политическому самоубийству. И уж совсем немыслимым для первых лиц Молдавии было бы обсуждать возможность вхождения Приднестровья в состав России. "Я считаю это контрпродуктивным, - так президент Молдавии Николай Тимофти прокомментировал романтический порыв вдохновленного Крымом председателя Верховного совета Приднестровья. - Это не принесет ничего хорошего ни Молдове, ни Российской Федерации". Тимофти заявил, что "Республика Молдова выступает за урегулирование приднестровской проблемы путем диалога". На диалог настроены и руководители Приднестровья.
Что же касается Москвы и Кишинева, то, вероятно, они уже скоро смогут вернуться к международному столу переговоров в формате 5+2. Выразительно подтвердив свою нейтральность, Молдавия дала понять, что готова к разморозке отношений с Россией.