Помимо него на скамье подсудимых оказалась и главный бухгалтер фирмы Елена Екимова, однако ее дело было выделено в отдельное производство и уже рассмотрено. Ее приговорили к четырем годам заключения, однако в прошлом году она родила ребенка и наказание было отсрочено до того момента, как ему исполнится 14 лет. При этом, по заверению помощника районного прокурора Екатерины Федосеевой, ни под какую амнистию бухгалтер попасть не может и ей лишь остается дожидаться своего срока. Самого Зуркова по совокупности эпизодов суд приговорил к 13,5 годам колонии общего режима.
- Он обвинялся в совершении ряда преступлений, в частности в злоупотреблении полномочиями управляющего коммерческой организацией вопреки ее интересам. Это было выражено в причинении имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам, повлекшие тяжкие последствия. Строительство целого ряда жилых и организационных зданий не было завершено, при этом Зурков заключал договоры об инвестиционном строительстве и долевом участии, получал деньги, однако использовал их не по целевому назначению, - пояснила Екатерина Федосеева.
Сумма общего ущерба, причиненного "СУМетом", близка к миллиарду рублей. По версии следствия, Зурков использовал средства дольщиков одного дома, чтобы покрыть затраты на начало строительства другого, организовав таким образом подобие финансовой пирамиды. Также его осудили по статье о хищении путем мошенничества и присвоения.
Однако арестовать его в зале суда приставам не удалось: Зурков не явился на оглашение резолютивной части приговора. По словам его адвоката, осужденный строитель, который, к слову, завтра отмечает свой 55-й день рождения, находится в больнице - разыгралась гипертония. В связи с неявкой в суд Владимир Зурков, ранее находившийся под подпиской о невыезде, объявлен в розыск. Дольщики смогут подавать в суд гражданские иски о возмещении вреда, однако едва ли дождутся выплат - у "строителя пирамиды" не нашлось даже имущества, которое можно было бы арестовать в счет обеспечения ущерба. Сама компания "СУМет" была признана банкротом.
Как рассказала корреспонденту "РГ" пенсионерка Нина Вертей, ее муж работал бортмехаником на гражданских вертолетах, частенько летал в Африку, сумел скопить кое-какую сумму. Вместе с супругой они решили вложиться в стройку на улице Ипподромской, принесли Зуркову 1,1 миллиона рублей - столько стоила квартира на последнем, седьмом этаже. По плану это была просторная "двушка", в документах строительного проекта значилось, что его окончание гарантирует мэрия города - все в итоге оказалось фальшивкой.
- Однажды муж пришел веселый, - вспоминает Нина Петровна. - Зурков лично предложил ему улучшить условия сделки. Рассказал, что план строительства изменили, и теперь в доме будет восемь этажей. Предложил доплатить 200 тысяч, чтобы купить квартиру на восьмом этаже: камин можно будет поставить, площадь побольше - красиво все расписал. Муж даже мне не сказал, решил, сюрприз будет. Взял кредит и доплатил в "СУМет" эти 200 тысяч.
В самом начале 2009 года бортмеханик Александр Вертей разбился на Алтае - это была громкая авиакатастрофа с семью погибшими, в том числе полпредом президента в Госдуме Александр Косопкиным. Нина Вертей квартиры так и не дождалась.
Говорит, как по часам каждую неделю в течение трех лет ходила в офис к Зуркову, просила вернуть хоть часть денег. Он постоянно был "на работе", все время что-то обещал, но в том месте, где должен был появиться семи-восьмиэтажный дом, даже котлован рыть не начинали. Однажды по телефону заявил: "Куда же вы пропали! Всего семь человек остались, которым еще деньги не вернули!" Женщина примчалась на следующий день, а руководитель "СУМета" на попятную - не мог я такого сказать, не знаю, кому вы звонили…
В суде Владимир Зурков утверждал, что виновным себя не считает, во всем виноват кризис 2008 года. Да, неумелый руководитель, но не преступник. Однако судья Ирина Цыганкова сочла доказательства следствия более чем убедительными. Сторона обвинения просила приговорить Почетного строителя России Владимира Зуркова к 14 годам колонии, в итоге этот срок был сокращен лишь на полгода. Правда, деньги обманутым долььщикам это не вернет. "Приговор справедливый, но нам-то что от этого? Никакого морального удовлетворения не чувствую", - выразила общее настроение сотен потерпевших вдова погибшего бортмеханика.