Для арктической группировки МЧС разработало "дорожную карту" развития

МЧС разработало "дорожную карту" по развитию спасательной группировки в Арктической зоне и может утвердить ее уже в этом месяце. Об этом сообщил директор департамента развития МЧС России Беслан Гогохия на международной конференции "Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в арктическом регионе".

Сам план карты пока не обнародован. По словам чиновника, он будет представлен 27 апреля. Карта будет утверждена на три года. Там будет все - от нормативно-правовой базы до развития инфраструктуры. Также намечены направления и вектор дальнейших работ.

То, о чем директор департамента развития сказал лишь в общих чертах, в дальнейшем на конференции подробно рассказали практики и аналитики из различных ведомств, работающих в этом регионе. Если кратко, то смысл сказанного сводится к следующему - у нас в Арктике очень много проблем. Впрочем, не только у нас, но практически у всех государств Арктического совета. Об этом говорили в рамках форума иностранные приглашенные на конференцию. Арктика - одна из немногих сфер сотрудничества, где у нас остаются хорошие отношения с западными партнерами. Например, представитель Дании сказал, что его страна заинтересована в обмене опытом по нашей программе "Безопасный город". Так что можно сказать, Россия по некоторым арктическим проектам впереди многих развитых стран.

Но остаются и "белые пятна", даже целые провалы. Например, Арктика практически полностью пока остается без национальной спутниковой связи. В этих широтах работает только американская спутниковая система "Иридиум". Но, учитывая, что она в основном носит военный характер, надо понимать, что для нас развитие собственной связи - вопрос национальной безопасности. Но понимание проблематики есть, а решений пока нет. На конференции говорили, что до сих пор не решено, что же для устойчивой надежной связи лучше - низкоорбитальные или высокоорбитальные спутники. И те и другие имеют как преимущества, так и большие недостатки. Но решать эту проблему все равно придется, и быстро.

Есть проблемы и с организацией эффективной помощи при ЧС. Те 10 спасательных центров, которые МЧС строит вдоль всего Северного морского пути, не решат всех проблем, даже с учетом того, что строительство одного из этих десяти центров недавно решено было перенести из Надыма в стратегический порт Сабетта. Площади таковы, что прийти на помощь в некоторых местах могут лишь оленеводы или пограничники. Их, кстати, уже начали обучать в учебном центре МЧС в Вытегре. Пограничники должны знать основы спасения.