На сайте "РГ" стартовал VII онлайн-кинофестиваль "Дубль дв@"

Сегодня в полночь на интернет-сайте "Российской газеты" начал работу VII онлайн-кинофестиваль "Дубль дв@". В Год кино он приобретает особое значение - как прообраз наших будущих отношений с искусством, которое снова становится важнейшим.

Времена, когда каждое село было охвачено кинопередвижкой, ушли навсегда: экран вытеснен телеящиком, рулоны пленки - "цифрой", передвижки сданы в утиль, а кинотеатр снова стал техническим чудом, требующим серьезных вложений денег, фантазии и мастерства. В результате некогда приверженная кино Россия в массе отвыкла ходить в кинотеатры, а в малых городах и селах даже выросли поколения, никогда не видевшие большого экрана. По данным на 1 января 2016 года, из городов с населением до 50 тысяч человек только каждый пятый населенный пункт располагает хотя бы одним современным кинозалом. По статистике, россиянин стал ходить в кино в среднем 1,2 раза в год!

Разумеется, в мегаполисах дела обстоят значительно лучше: здесь многозальные мультиплексы, здесь новейшие проекционные и звуковые системы. Но и здесь кино как искусство не в чести: его серьезно потеснил аттракцион - долби-взрывы, трансформеры-тяжеловесы и трехмерные монстры размером с трехэтажный особняк. Представить себе очереди на фильмы Панфилова или Тарковского, как было полвека назад, сегодня уже невозможно.

К началу Года кино в России был 4021 кинозал. По уверениям министерства культуры, до конца года появятся еще триста залов. Какие фильмы в них будут крутить - покажет время, но подозреваю, что российскому кино еще долго ходить в пасынках у проката.

Прокат ссылается на то, что наши фильмы разлюбил зритель. Хотя причины иные: отсутствие рекламы, способной конкурировать с голливудской, отсутствие бюджетов, сопоставимых с американскими, а главное - смена публики в кинозалах. Любители серьезного отвыкли ходить в кино: там стреляют, взрывают и потешают. ТВ потчует сериалами. Большинство снятых в России картин никому не известны.

Придуманный "Российской газетой" виртуальный кинозал "Дубль дв@" - попытка вернуть наше кино массовому зрителю. Попытка удалась: фестиваль-2015 смотрели уже около 200 тысяч зрителей в 98 странах мира. Никакого спада интереса не наблюдается: люди как раз удивлены, что у нас еще снимают такое хорошее кино. Их просто от него отлучили, и для многих фестиваль стал единственным окном в мир современного искусства. "Мне, жительнице провинциального города, где уже лет 10 как закрыт последний кинотеатр, только ваш проект дает возможность увидеть новые интересные работы", - пишет в форуме фестиваля Ольга, ставшая, судя по письму, постоянной посетительницей нашего "кинозала". Он охватывает всю планету, его вместимость безгранична, и росту его аудитории препятствует только отсутствие адекватной по размаху информации о возможности увидеть неизвестное кино России. Причем в любой точке планеты: многие фильмы пойдут с английскими субтитрами.

Программа 2016 года, как всегда, предлагает картины, практически не шедшие на экранах. Открывающий конкурс звездный "Элизиум" Андрея Эшпая (о литературной легенде про Черубину де Габриак) получил приз за операторскую работу в Сочи, но потом, не востребованный ни прокатом, ни телевидением, прочно залег на "полке". Был горячо принят на фестивале в Онфлере, но не шел в России фильм Дарьи Полторацкой с интригующим названием "Побег из Москвабада". Мало кто подозревает о существовании новой работы Владимира Хотиненко - оригинального по форме памфлета "Наследники". Если "Экипаж" другого классика нашего кино Александра Митты посмотрели более 71 миллиона человек, то его новую картину "Шагал - Малевич" смогли увидеть только 22 тысячи. По данным Кинопоиска, чуть более 4 тысяч (на всю страну!) видели фильм Александра Прошкина "Райские кущи", где сюжет пьесы "Утиная охота" перенесен в наши дни. И даже молодежную драму "14+" Андрея Зайцева - прошедшую по многим фестивалям российскую версию "Ромео и Джульетты" - смогли увидеть чуть более 50 тысяч, т.е. капля в зрительском море России. В программе - экранизация повести Владимира Тендрякова "Находка" с сильной работой Алексея Гуськова (этот дебют режиссера Виктора Демента посчастливилось увидеть 4,2 тысячи зрителей), фантастическая комедия Евгения Шелякина "Ч/б", которая в лучшие для кино времена могла бы занять место рядом с картинами Данелии и Гайдая, экранизация "Месяца в деревне" Тургенева, выполненная Верой Глаголевой, а также продолжение приключений героев фильма "Частное пионерское", который два года назад на фестивале "Дубль дв@" получил Приз зрительских симпатий.

Когда мы задумывали фестиваль, еще были сомнения: хватит ли нам хороших фильмов, чтобы ежегодно заполнять конкурсную программу. Хороших, но неизвестных людям "фильмов-невидимок" оказалось так много, что уже собирается прекрасный задел для фестиваля 2017 года.

Напомним: "Дубль дв@" - не парад шедевров. Мы стараемся подбирать картины, которые могли бы заинтересовать массового зрителя, но не дошли и до "избранного". Картины, в которые талантливые люди вкладывают талант, надеясь поделиться тем, что их волнует. Но надежды оказываются подбиты на взлете: их послание тонет в "черной дыре", ибо средства связи между творцом и его публикой давно и опасно разрушены. Восстановить их - одна из задач фестиваля.