Об этом на конференции в РосНоу рассказал начальник отдела международных научно-технических программ и проектов Департамента науки и технологий Минобрнауки Дмитрий Коротков.
- Принято решение, что расходы на международное сотрудничество являются статьей, которая не может быть секвестрирована. Это очень широкий спектр проектов с такими странами как Германия, Франция, Италия, Словения, Греция, страны северной Европы, включая Великобританию, - подчеркнул Коротков.
По его словам, сегодня особый акцент делается на прикладное значение исследований и разработок. Необходимо сделать так, чтобы эти разработки оказали наиболее значительное влияние на весь мир, внедрялись и завоевывали международные рынки. Иначе эти рынки завоюют производители из других стран.
- Необходимо создавать условия, чтобы ученые работали в кооперации с людьми, с которыми они не так часто работают. Это и патентные поверенные, и юристы, и экономисты, и венчурные капиталисты. В этом смысле мы сейчас видим главной задачей переформатировать государственные расходы на финансирование научных проектов, в инвестиции, - рассказал представитель Минобрнауки.
На конференции международные и российские эксперты в области образования обсудили, как должно идти взаимодействие университетов в разных странах, оценили значение и вес рейтингов при оценке вузов и развитие сетевых университетов.
По данным мировой статистики, 20-25 процентов молодежи от 18 до 24 лет поступают в университеты. В некоторых странах эти цифры даже выше: в Корее, в Канаде, в Штатах - до 60 процентов. В России на высшее образование нацелены до 70 процентов выпускников 11 классов. Причем система образования сейчас выстроена таким образом, что бакалавриат можно закончить в одном вузе, магистратуру - в другом, аспирантуру - в третьем.
Для того, чтобы разобраться во всем этом вузовском многообразии, безусловно, нужны рейтинги. В том числе национальные, где будет собрана информация по разным показателями вуза. Во многих странах национальные рейтинги опираются на показатели качества абитуриентов, учитывают их результаты при поступлении. Правда, измеряются они не как у нас по 100-балльной шкале ЕГЭ, а в процентах. Учитываются количество профессоров, расходы вуза на одного студента, доступ к компьютерным и библиотечным ресурсам. Есть рейтинги, в которых учитываются научные исследования, знаменитые выпускники и даже особенности населенного пункта, где расположен вуз.
- Рейтинги нужны еще и для того, чтобы понять, с каким партнером университету работать, - считает исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова. Кроме того, позиция страны в рейтинге способствует привлечению иностранных студентов. А экспорт образовательных услуг - серьезная статья дохода во многих странах.
Если в российских федеральных, национально-исследовательских университетах, больших вузах доля иностранных студентов доходит до 8 процентов, то в региональных их почти нет. "Там все жстко завязано на национальные вопросы, фактически нет посылов к тому что международное сотрудничество для этих вузов имеет какое-либо значение", - говорит Ирина Аржанова.
Ректор РосНОУ Владимир Зернов обращает внимание на критерии оценки современного вуза.
- Что такое современный вуз? Это кластер постиндустриальной экономики. Как его оценивать? У нас сейчас получилось, что каждый вуз оценивается по-разному: национально-исследовательский - по своей шкале, федеральный - по своей, особые вузы - по своей. У нас минимум 5-7 градаций, - говорит Владимир Зернов. Отдельная проблема - участие негосударственных вузов в общих рейтингах.
По мнению многих экспертов, не стоит место в рейтинге строго привязывать к финансированию вузов. Иначе есть риск потерять объективность.