11.04.2016 20:59
    Поделиться

    Бордачев: Евросоюзу был очень выгоден референдум

    Неприятие европейцами ассоциации с Украиной стало для Брюсселя рычагом давления на Киев
    До конца апреля Еврокомиссия намерена рассмотреть проект соглашения о безвизовом режиме для Украины. Об этом со ссылкой на высокопоставленный источник в Брюсселе сообщили СМИ. При этом в Брюсселе не скрывают, что придется проигнорировать мнение самих европейцев, в том числе голландцев, которые выступили против ассоциации с Украиной. "Это может выглядеть как игнорирование мнения граждан Нидерландов, но мы обязаны выполнять данное Киеву обещание", - заявил европейский источник.

    О том, принимают ли в Брюсселе во внимание позицию простых европейцев, "РГ" поинтересовалась у директора Евразийской программы Фонда "Валдай" Тимофея Бордачева.

    Как скажется референдум в Нидерландах на европейской политике?

    Тимофей Бордачев: Референдум в Нидерландах был инициативой не Еврокомиссии, а ряда голландских общественных организаций. И основным вопросом было не облегчение визового режима, а ратификация Глубокого и всеобъемлющего соглашения о свободной торговле между ЕС и Украиной. Так что с результатами референдума Еврокомиссия связана символически: референдум продемонстрировал некий тренд, но никаких формальных обязательств не наложил. Поэтому Еврокомиссия вправе настаивать на исполнении того, что она обещала Киеву. Но есть очень важный нюанс. Результаты референдума дают Еврокомиссии возможность сделать либерализацию визового режима не безусловной, как об этом шла речь раньше (при исполнении украинскими властями целого ряда требований ЕС), а имеющей возвратную силу. То есть теперь, ссылаясь на мнение голландских избирателей, Еврокомиссия сможет объяснить украинскому правительству и украинцам: мы-то к безвизовому режиму готовы, но в связи с тем, что многие против, давайте определим дополнительные условия для либерализации. В первую очередь будет обсуждаться возможность ее отмены или введения дополнительных мер контроля, дополнительных документов, которые украинские граждане должны будут представлять при пересечении границы. То есть задача будет состоять в том, чтобы сделать визовый вопрос инструментом постоянного влияния на Украину и в обмен в исполнение обещаний иметь возможность давить на украинские власти неопределенное количество времени. С этой точки зрения Евросоюзу был очень выгоден референдум.

    Не только голландцы опасались притока украинцев в случае отмены виз. Европейский истеблишмент принимает во внимание интересы граждан ЕС?

    Тимофей Бордачев: Между украинцами и сирийскими беженцами есть большая разница. Даже когда на Украине шла острая фаза военного конфликта, Евросоюз не вносил Украину в список стран, опасных для проживания. А это значит, что граждане Украины не могут рассчитывать на статус беженца в отличие от сирийцев. И, стало быть, находясь в ЕС, они должны будут работать, а не сидеть в лагерях беженцев. Представители Еврокомиссии, по должности обязанные отстаивать интересы всего Европейского союза, стремятся к тому, чтобы сделать отношения с Украиной ресурсом для развития ЕС. В том числе для насыщения его рынка труда с помощью дешевой рабочей силой с востока.

    Каковы возможные сроки либерализации визового режима для Украины?

    Тимофей Бордачев: Я допускаю, что до конца года Украина может получить либерализацию визового режима. Потому что иначе Евросоюзу придется оказывать Украине какую-то реальную помощь. А реальную помощь оказывать нет ни времени, ни денег, ни желания.

    Евросоюзу был очень выгоден голландский референдум

    Какие референдумы в странах ЕС в прошлом оказали влияние на общую европейскую политику?

    Тимофей Бордачев: В 2005 году на референдумах, инициированных национальными властями, во Франции и Нидерландах избиратели отвергли проект Европейской Конституции. Конституция была подготовлена, но власти Франции, Нидерландов и ряда других стран этот документ категорически не устраивал, поскольку он не отражал их конкретные интересы. На референдуме французские избиратели, а затем и голландские конституцию "прокатили". После этого еще четыре года шли переговоры о новом договоре, и на этих переговорах национальные правительства выторговали все возможные преференции, в которых они были заинтересованы.

    Справка "РГ"

    В 2005 году во Франции и Нидерландах состоялся референдум о Конституции Евросоюза. Около 60 процентов населения этих стран высказались против принятого главами государств ЕС проекта Конституции.

    В 2012 году в Латвии состоялся референдум о том, чтобы сделать русский вторым государственным языком республики. Поправки не были приняты, так как не было получено необходимое количество голосов.

    Референдум в Румынии по вопросу импичмента президента Траяна Бэсеску был проведен в 2012 году. Большинство голосовавших высказались за отставку президента Румынии. Но явка не превысила избирательный порог в 50 процентов, поэтому Конституционный суд Румынии 21 августа признал референдум несостоявшимся.

    В мае 2014 года в Швейцарии состоялось четыре отдельных референдума. Избирателей спрашивали, поддерживают ли они введение квоты на иммиграцию из стран Евросоюза, федеральный декрет по финансированию и расширению железнодорожной сети, общественную инициативу по абортам, введение базового гарантированного дохода. Тогда швейцарцы не поддержали ни одну из заявленных инициатив.

    В 2014 году в Лихтенштейне прошел референдум по закону о пенсиях госслужащих. Народ высказался против такого закона.

    Референдум по вопросу независимости Шотландии прошел 18 сентября 2014 года. Более 55 процентов проголосовавших выступили против независимости, в итоге Шотландия осталась в составе Великобритании.

    Подготовила Надежда Ермолаева

    Поделиться