В работе круглого стола приняли участие Сергей Пилипенко - заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки России; Игорь Наркевич - Ректор Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии (СПХФА); Захар Голант - проректор по инновационному развитию Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии, председатель правления некоммерческого партнерства "Союз Фармацевтических и Биомедицинских кластеров России, кандидат экономических наук; Евгения Караваева - исполнительный директор Ассоциации классических университетов России, заместитель проректора МГУ имени М.В.Ломоносова; Елена Мухачева - руководитель направления корпоративных программ и внутренних коммуникаций компании Pfizer в России; Леон Коган - директор по производству АО "Верофарм"; Мария Гурулёва - заместитель генерального директора по управлению персоналом научно-технологической фармацевтической фирмы "Полисан".
Реализация федеральной целевой программы "Фарма-2020" стала серьёзным стимулом развития системы фармацевтического образования. Отрасль сделала большой шаг вперед: в регионах России открываются новые производственные площадки, ведущие фармацевтические компании локализуют свое производство, происходит трансфер передовых технологий. Как отметил Захар Голант, проректор по инновационному развитию Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии, председатель правления некоммерческого партнерства "Союз Фармацевтических и Биомедицинских кластеров России, последние пять лет характеризовались как период "инвестиций в стены" - в производственные мощности и развитие инфраструктуры. Важность другой задачи стратегии Фарма2020 - кадрового обеспечения перехода отечественной отрасли на инновационную модель развития - пока остаётся недооцененной.
По мнению Сергея Пилипенко, заместителя директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ, одна из главных задач, которая стоит сегодня перед системой профессионального образования - продолжить работу над совершенствованием программ образования, чтобы обеспечить развивающуюся фармацевтическая отрасль высококвалифицированными кадрами. С этой целью, в частности, в 2015 году были внесены изменения в федеральный закон об образовании. В соответствии с ними государственные образовательные стандарты должны быть разработаны не с учётом, а на основе профессиональных стандартов. Данные стандарты разработаны с учетом опыта и пожеланий различных игроков рынка, однако, в силу межведомственной разобщенности пока не приняты.
Как рассказала в своем выступлении Евгения Караваева, исполнительный директор Ассоциации классических университетов России, заместитель проректора МГУ имени М.В.Ломоносова, с момента начала реализации стратегии Фарма 2020 многое уже сделано для того, чтобы дать возможность студентам получить актуальные знания. Важно, что при создании образовательных модулей и программ учитывается необходимость развивать компетенции, востребованные не только в производстве и в аптечном сегменте, но в работе на разных этапах жизненного цикла лекарственного препарата. В разработке образовательных модулей принимают участие специалисты Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии, МГУ, Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова и других ведущих медицинских университетов и классических университетов.
Игорь Наркевич отметил, что эти программы наряду с сотрудничеством с ведущими фармацевтическими производителями позволяют сформировать профессиональные лифты у студентов. Причем СПХФА начинает работать также и с потенциальными студентами - абитуриентами и школьниками, которые еще только выбирают, куда пойти учиться после школы. Таким образом, будущие студенты уже со школьной скамьи могут оценить свой интерес к отрасли и представить, куда пойти учиться и чем заниматься в жизни.
Интересно, что реализация программы Фарма 2020 показывает, как можно решать проблему дефицита кадров - создать такую привлекательную отрасль, в которую молодежь - студенты и абитуриенты - сами придут с энтузиазмом и интересом.
Захар Голант отметил, что в деле подготовки кадров крайне важна кооперация: для успешного формирования образовательных программ необходим диалог между различными участниками отрасли и системы образования. В первую очередь, диалог между Министерством образования, учебными заведениями и самими фармацевтическими производителями, которые станут в будущем работодателями для студентов. По мнению Захара Голанта, основной площадкой, на которой может быть построен такой диалог, становится вуз - независимый субъект, в развитии которого заинтересованы все участники.
Основную информацию о том, какие именно компетенции необходимо развивать в студентах, может дать в первую очередь сам производитель - у него есть понимание того, каких специалистов нужно готовить. Именно поэтому СПХФА активно сотрудничает с фармацевтическими компаниями: при поддержке фармпроивзодителей студенты проходят практику на почти 50 площадках от Калининграда до Кургана.
Мария Гурулёва, заместитель генерального директора по управлению персоналом научно-технологической фармацевтической фирмы "Полисан", поделилась опытом работы с молодыми специалистами: главной проблемой становится удержание квалифицированных молодых специалистов на предприятии. Важную роль в этом играют и возможности для обучения, существующие на предприятии. Эту задачу приходится решать сейчас каждому производителю. Леон Коган Директор по производству АО "Верофарм", отметил, что для него, как для работодателя, важно, чтобы каждый выпускник, приходящий работать на производство, стал экспертом в своем деле - производитель готов вкладывать дополнительные ресурсы, чтобы обучить работника необходимыми на производстве навыкам.
Фармацевтические компании прикладывают большие усилия для того, чтобы обеспечить отрасль подготовленными специалистами. Опытом реализации образовательных программ поделилась Елена Мухачева, руководитель направления корпоративных программ и внутренних коммуникаций компании Pfizer в России. Уже пятый компания реализует в России программу "Больше, чем образование", направленную на подготовку нового поколения лидеров российской фармацевтической промышленности. Программа была запущена в 2012 году именно на базе Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии. Лекции ведущих российских и зарубежных специалистов, специальные тренинги, стажировки на предприятиях Pfizer по всему миру помогают российским студентам выбрать специализацию, изучить передовые технологии современной фармотрасли, чтобы в дальнейшем применять полученные знания в своей работе на благо российского здравоохранения и пациентов. С 2015 года проходит масштабирование образовательной программы и, благодаря видеосвязи, лекции стали доступны студентам Томского Государственного Университета. В 2016 году программа вышла на уровень ЕАЭС: начиная с февраля к образовательным модулям присоединились студенты и преподаватели Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета (Республика Беларусь) и Казахского национального медицинского университета имени С.Д.Асфендиярова (Республика Казахстан).
Эксперты отрасли понимают, что завтра развивать российскую фармацевтическую отрасль будут те студенты, которые сейчас получают профильное образование. Поэтому сегодня важно дать им возможность получить актуальные знания, чтобы в будущем российские производители имели возможность работать с высококвалифицированными специалистами и обеспечивать россиян качественными отечественными лекарственными препаратами.