Новости

11.04.2016 18:00
Рубрика: В мире

"Белые пятна" польских экспертов

О расследовании авиакатастрофы под Смоленском
Правящая в Польше партия "Право и Справедливость" (ПиС) и так называемые эксперты из числа ее сторонников анализировали возможные причины крушения самолета президента Польши под Смоленском 10 апреля 2010 года.
Версии крушения полны несуразностей, которые дискредитируют нынешние власти. Фото: EPA Версии крушения полны несуразностей, которые дискредитируют нынешние власти. Фото: EPA
Версии крушения полны несуразностей, которые дискредитируют нынешние власти. Фото: EPA

Озвучивались версии об искусственном тумане и якобы веществе, похожем на снег и притягивающем алюминий - упертость "Права и Справедливости" в своем стремлении доказать наличие заговора, якобы ставшего причиной гибели польской делегации под Смоленском, не раз в прошлом становилась причиной казусов и откровенных ляпов.

Особо отличился нынешний министр обороны Польши Антоний Мачеревич, один из лидеров партии, в прошлом руководивший парламентской группой по выяснению обстоятельств авиакатастрофы и оспаривавший версии Международного авиационного комитета (МАК) и официальной польской Комиссии по расследованию авиационных происшествий государственной авиации (КРАПГА). Не раз "отличались" и сотрудничавшие с ним "эксперты", которые не обладали должной квалификацией, не имели доступа к обломкам, не бывали на месте крушения.

Еще 9 апреля 2013 года в Кельце Антоний Мачеревич заявил о "трех выживших в смоленской авиакатастрофе". СМИ приписывали ему тезис о том, что оставшихся в живых "добили русские" из огнестрельного оружия. Министр теперь отрицает сказанное, хотя ранее призывал прокуратуру проанализировать одну из любительских видеозаписей с места крушения, на которой якобы слышны выстрелы. По Мачеревичу, официальное сообщение о гибели всех пассажиров и членов экипажа президентского Ту-154М "странным образом" появилось уже через полчаса после падения самолета. Также он неоднократно намекал, что такая оперативность якобы доказывает признаки покушения.

На протяжении длительного времени парламентская группа по расследованию авиаинцидента оспаривала тезис МАК и КРАПГА о столкновении Ту-154М с березой, в результате которого оторвалась часть крыла. Утверждали, что дерево обладает в два раза меньшей прочностью, чем дюраль, поэтому крыло не могло разрушиться при ударе о ствол березы.

21-22 октября 2013 года в Варшаве состоялась так называемая смоленская конференция, в ходе которой "эксперты" представили свои доклады относительно трагедии 10 апреля. П. Витаковский (Горно-металлургическая академия) доказывал, что у алюминиевой банки из-под пива и самолета схожая механика удара о землю: металл гнется, но целостность конструкции сохраняется. Под Смоленском же Ту-154М распался на множество частей. Следовательно, заключил "специалист", на его борту произошел взрыв. Этот тезис поддержал профессор Я. Обрембский (Варшавский политехнический университет) - уже на примере банки из-под энергетического напитка "Ред Булл". О квалификации "эксперта" можно судить по просочившемуся в СМИ содержанию протокола его допроса в прокуратуре. Тогда Я. Обрембский заявил, будто в качестве пассажира налетал несколько сотен часов и наблюдал за работой двигателей, а ребенком видел, как во время пожаров взрываются снаряды, оставшиеся после Второй мировой войны. А. Жулковский (Институт фундаментальных проблем техники Польской академии наук) утверждал, что корпус Ту-154М "разорвался вдоль продольной оси". Со слов ученого, это возможно лишь в результате скачкообразного роста давления внутри самолета, то есть взрыва. На этот раз была проведена аналогия с двумя разваренными и лопнувшими сосисками. Для большей наглядности докладчики использовали соответствующие слайды.

Экспертом была проведена аналогия с двумя разваренными и лопнувшими сосисками

В целом в высказываниях лидеров ПиС и приближенных "экспертов" место предполагаемого взрыва "мигрировало" - предполагалось, что взрыв произошел под/ над/ рядом/ внутри крыла и в топливных баках/кабине/пассажирском салоне.

На той же конференции К. Чишевский (поляк, эмигрировавший в США, на тот момент - сотрудник университета штата Джорджия) продемонстрировал спутниковые снимки места падения самолета накануне 10 апреля 2010 года и разглядел на них некие "белые пятна", которые на первый взгляд можно принять за снег. Однако "именно на эти места упали обломки Ту-154М". В этой связи эксперт задавался вопросом, "может ли снег притягивать алюминий", намекая на некое неизвестное вещество, якобы притягивающее металл, из которого изготавливают корпуса самолетов.

Заслуживают внимания рассуждения Р. Рогальского - адвоката некоторых "смоленских" семей (в свое время представлял интересы нынешнего лидера "Права и Справедливости" Ярослава Качиньского). В начале 2011 года он предположил, что накануне катастрофы русские могли создать искусственный туман в районе аэродрома "Смоленск-Северный", чтобы затруднить заход на посадку Ту-154М. Более того, юристу показалось, что вокруг аэродрома был распылен гелий. Этот газ якобы ухудшил видимость и стал причиной более стремительного, чем в обычной воздушной среде, снижения самолета.

Как очевидно, эти версии крушения самолета президента Польши под Смоленском полны несуразностей, которые лишь дискредитируют нынешние власти и бросают тень на попытки официальной Варшавы заняться повторным выяснением причин трагедии.

В мире Европа Польша Катынская трагедия