Названа дата прощания с Альбертом Филозовым
В театре "Школа современной пьесы" в понедельник - выходной день. Тем не менее, узнав о страшном событии, руководство предложило всем желающим собраться в 16:00 и помянуть великого актера. Телефоны разрываются - знакомые и малознакомые люди звонят, чтобы выразить свои соболезнования. И до последнего не верится, что Альберта Филозова уже нет.
Обозреватель "РГ" попросила коллег по театру сказать несколько слов об Альберте Леонидовиче:
Иосиф Райхельгауз, режиссер, художественный руководитель театра "Школа современной пьесы":
- Альберт Филозов… Мы с ним так давно знакомы, что я уже даже не могу сосчитать сколько лет. Мы начали работать в драматическом театре имени Станиславского с моими товарищами - однокурсниками - с Борисом Морозовым и с Анатолием Васильевым, и мы сделали спектакль, который для меня - лучший в жизни. И для Филозова, думаю, тоже. Назывался он "Автопортрет". Потом мы с ним начали репетировать ту самую легендарную "Взрослую дочь молодого человека", которую впоследствии выпустил Анатолий Васильев. А потом уже - 27 лет тому назад - придумали вместе с Альбертом и Любовью Полищук наш театр "Школа современной пьесы". Я снял телевизионный фильм "Пришел мужчина к женщине". Потом мы выпустили спектакли "А чой-то ты во фраке?", "Без зеркал", "С приветом Дон Кихот!"… Мы сделали очень много премьер - и Улицкую, и Гришковца, и других, и Альберт все эти 27 лет оставался в нашем театре главным артистом.
Он замечательно играл. Естественно, мы объездили с гастролями и фестивалями весь мир. Филозов был профессор моей режиссерской мастерской, он преподавал актерское мастерство и вел группу студентов. И вот сейчас у нас 19 апреля экзамен. Студенты показывают мне задания, которые он дал. Конечно, это уникальный человек. Альберт - это артист без дряни, без ерунды, без других каких-то плохих проявлений. Его можно было увидеть либо с книжкой, либо когда он слушает музыку. Тяжелый быт его не интересовал. Это был человек настоящей глубокой культуры, и его уход - это невосполнимая утрата.
Так случилось, что из нашего театра уже уходили великие и прекрасные люди. Отыграв свои последние концерты и спев свои песни, ушел Булат Шалвович Окуджава. Умерла Мария Владимировна Миронова - утром, хотя вечером должна была играть в спектакле - стояли декорации. Ушел Михаил Владимирович Глузский. Он сыграл спектакль, поклонился, и его увезли в больницу, откуда он уже не вернулся. Ушли многие… Но в театре растет потрясающая молодежь, и на них вся надежда.
Елена Санаева, заслуженная артистка России:
- Для нашего театра это огромная потеря, потому что Альберт Филозов был ведущим актером, стержнем, человеком, на которого можно было равняться и брать с него пример. В частности, по отношению к сцене и своей профессии. Он был высоким профессионалом. Мы с ним работали на сцене шестой год. Он был партнер очень требовательный. Не прощал какой-то небрежности, забывчивости. Если кто-то не давал ему сказать его реплики - он никогда не оставлял это без внимания. Кроме глубочайшего уважения и восхищения, он у меня других чувств не вызывал.
Поскольку Альберт Филозов был самый взрослый в нашей труппе, он ни дружил ни с кем особенно, был со всеми в ровных нормальных отношениях. Мы участвовали вместе в пяти спектаклях: "Дом", "Чайка", "Последний Ацтек", "Подсмотренное… Подслушанное…", "Русское варенье…". Последний спектакль я особенно плохо представляю без него. Говорят, незаменимых нет. Это - с одной стороны. С другой - человек, уходя, уносит с собой незаменимый мир. Его интонации... Его роли... Это уже ушло вместе с ним.
Ирина Алферова, народная артистка России:
- Альберт Филозов был настоящим мастером. Настолько серьезный и собранный всегда, так отдавался репетициям, спектаклям. Он - опора, надежда… Он настолько был жадный до работы - все пьесы, которые приносили, он во всех играл. Он действительно актер милостью божьей. Не представляю, как будет театр жить без него.
Прощание с Альбертом Филозовым состоится 13 апреля с 10:00 до 12:00 в Театре "Школа современной пьесы" по адресу: г. Москва Средний Тишинский переулок дом 5/7.