На скамье подсудимых оказались руководитель управления муниципального заказа мэрии Челябинска Александр Артемьев, его добровольный помощник из представительства СРО "Первая гильдия строителей" Алексей Анциферов и обвиняемый в передаче взятки руководитель фирмы "Стройевроград" Владислав Кузнецов.
По версии следствия, Артемьев и Анциферов, опираясь на требования закона о государственном и муниципальном заказе, придумали ловкую схему получения взяток. Они предлагали заинтересованным в получении контрактов предпринимателям заключать фиктивные договоры поручительства с подставными фирмами-"пустышками", перечисляя им миллионы рублей в счет будущих доходов. При этом чиновник Артемьев, конечно же, рисковал. Ведь в случае неисполнения контракта эта история неминуемо вышла бы наружу.
Предпринимателей намеренно ставили перед выбором - вносить в обеспечение контракта собственные средства, самостоятельно искать поручителя или соглашаться на договор с предложенной в мэрии фирмой, предоставляющей "ну очень хорошую" скидку. Тот факт, что перечисленные за фиктивное поручительство деньги уйдут на карман "чиновнику и его команде" бизнесменов не пугал. Ведь взамен им предлагалась безоговорочная победа в тендерах на заключение муниципальных контрактов стоимостью в миллиарды рублей.
В начале 2013 года в эту схему неожиданно вмешались сотрудники УФСБ. После громкого разоблачения регионального министра здравоохранения Виталия Тесленко, осужденного за хищение 70 миллионов рублей из средств целевой программы модернизации здравоохранения Челябинской области на 2011-2012 годы, оперативники начали проверку всех закупок для нужд медучреждений области. И обнаружили, что глава минздрава был не одинок.
- В ходе оперативной разработки было установлено, что на контракте по ремонту 10 челябинских больниц на общую сумму в 1,7 миллиарда рублей еще в 2011 году нагрели руки и в мэрии Челябинска, - пояснила сотрудница пресс-службы УФСБ региона Марина Горлевская. - Чиновники были заподозрены в получении "отката" от руководителя победившей в аукционе строительной фирмы. Очень скоро были собраны доказательства причастности к преступлению начальника управления муниципального заказа Александра Артемьева.
- Согласившись заключить договор поручительства с настоятельно рекомендованной Артемьевым омской фирмой "Империя", предприниматель Кузнецов заплатил за услуги по его документальному оформлению 7,6 миллиона рублей, которые Артемьев впоследствии поделил с обналичившим деньги омичом Дякуном и своим подельником Анцифировым, - пояснила представитель гособвининения Ольга Кузьмина. - В ходе расследования вскрылся и еще один эпизод не бескорыстной передачи контракта на ремонт и благоустройство челябинских дорог на сумму 2,6 миллиарда. По нему те же самые участники криминальной схемы получили от согласившегося "доплатить за победу" директора челябинского ДРСУ Ивана Волоскова 9,8 миллиона рублей.
В ходе следствия Волосков дал признательные показания и избежал уголовной ответственности. Артемьев, Анциферов и Кузнецов отрицали вину до последнего. Однако это им не очень помогло. Суд признал виновными всех троих и осудил их в общей сложности на 24,5 года.
- За получение двух взяток в размере 3,8 и 5,9 миллиона рублей (остальные деньги достались посредникам - ред.) суд приговорил Александра Артемьева к девяти годам колонии строгого режима и штрафу в размере 450 миллионов рублей, - сообщила консультант Центрального суда Наталья Прохорова. - Алексей Анцифиров получил на один год меньше с тем же штрафом. А Владислав Кузнецов за дачу взятки приговорен к семи с половиной годам со штрафом в размере 500 миллионов рублей.
Уголовное дело омского предпринимателя Дякуна выделено в отдельное производство. Он успел скрыться от следствия и объявлен в федеральный розыск. Между тем, кроме посредничества, Дякуну инкриминируют и организацию преступного сообщества по обналичиванию криминальных доходов челябинцев.
Вот только взять с новоиспеченных челябинских миллионеров оказалось нечего. Под арест попали только два земельных участка Артемьева площадью в три тысячи квадратных метра. По всей видимости, все имущество было заблаговременно переоформлено на третьих лиц, отметили в прокуратуре региона.