В музее-квартире Блока открылась выставка Гумилева

Адрес может удивить: в сущности Блок и Гумилев были антагонистами. В первые послереволюционные годы даже впрямую соперничали на выборах в руководство Петроградского Союза поэтов. И тем не менее выставка "Николай Степанович Гумилев. К 130-летию со дня рождения" (часть большого проекта "Блок и его окружение") расположилась тут очень органично.

Вот первый стихотворный сборник Гумилева "Путь конквистадоров" (1905 год). Изданный всего-то тиражом в 300 экземпляров на деньги родителей и усердно уничтожаемый потом автором, "Путь..." выжил чудом. Таким же чудом можно считать и второй сборник "Романтические цветы" (1908 г.), на котором значится посвящение "Анне Андреевне Горенко" - тогда еще не жене и даже не невесте поэта. Раритеты высвечивают парадоксальную судьбу и славу самого, наверное, мужественного поэта Серебряного века. Рожденный хилым, болезненным, он сделал из себя героя, умевшего добиться всего, чего хотел. Исполнения мечты (вспомним его путешествия в Африку). Любимой женщины (получал отказы от Ахматовой, но все-таки женился на ней). Репутации бесстрашного воина (георгиевские кресты с первой мировой).

Поэт, чрезвычайно популярный при жизни, мэтр, воспитавший целую плеяду "гумилят", не издавался в советские времена вплоть до 1986 года. Переписанные от руки стихи Гумилева ходили в списках. Наглядное свидетельство тому - синий блокнот, исписанный убористым почерком известного литературоведа Владимира Орлова: это рукописный сборник стихов, посвященных Елене Дюбуше "К синей звезде". Орлов переписал их с дореволюционного издания... Главный экспонат выставки - безусловно, сборник "Огненный столп". Он готовился к печати, когда Гумилев уже был в камере внутренней тюрьмы Петербургской ГубЧК. Убежденный монархист, не скрывавший своих убеждений, Гумилев не мог уберечься от большевистской пули. На стене камеры он оставил надпись: "Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь". Кому-то, видимо, такое "последнее слово" казалось слишком сдержанным.

На выставке есть и чудесный экземпляр якобы "последнего стихотворения", приписываемого Гумилеву. Этот листок в свое время переслала Орлову читательница из Швеции: она уверяла, якобы некий "однокамерник" Гумилева запомнил и записал эти строки. "Скорее всего, легенда", - замечает куратор выставки Марина Ковалева. Но каравеллы, закаты, шпаги и уплывающий в небытие Петербург вполне рифмовались с жизнью поэта...

Кстати

С любопытным фрагментом биографии Николая Гумилева в преддверии его 130-го дня рождения можно познакомиться и на стартовавшем вчера онлайн-кинофестивале "Дубль дв@". Первая конкурсная картина - "Элизиум" Андрея Эшпая, рассказывает историю самой громкой мистификации Серебряного века - поэтессы Черубины де Габриак, которая была придумана Максимилианом Волошиным и Елизаветой Дмитриевой. По легенде, Гумилев влюбился в фантомную поэтессу, и эта влюбленность стала причиной его дуэли с Волошиным. Фильм доступен на сайте d2.rf.ru в течение сегодняшнего дня.