11.04.2016 09:22
    Поделиться

    Защита Караджича: Мы рассчитываем на оправдательный вердикт МТБЮ

    24 марта с.г. Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) огласил свой вердикт 70-летнему лидеру боснийских сербов Радовану Караджичу. Суд признал первого президента Республики Сербской (РС) виновным в геноциде и преступлениях против человечности, совершенных в ходе боснийской войны в 1992 - 1995 годы, и приговорил его к 40 годам заключения. Многие аналитики сошлись во мнении, что данный шаг стал очередной демонстративной попыткой Запада переложить всю вину за трагические события 1990-х годов на Балканах исключительно на сербов. В этой связи глава группы расследований команды защиты Караджича в МТБЮ Миломир Савчич в эксклюзивном интервью "Российской газете" рассказал о своем видении ситуации вокруг данного дела.

    Расскажите, пожалуйста, некоторые детали своей биографии, чтобы наши читатели смогли самостоятельно оценить уровень Вашей компетентности по обсуждаемым ниже вопросам.

    Миломир Савчич: Я родился 7 декабря 1959 года в одном из населенном пункте Сокоц, который в настоящее время относится к территории Республики Сербской (РС) Боснии и Герцеговины (БиГ). Закончил сначала Военную гимназию, затем Военную академию и Академию Генерального штаба Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ), все они на тот момент находились в Белграде. Перед началом распада СФРЮ я являлся членом диверсионного отряда Союзного секретариата национальной обороны. Во время войны в Боснии и Герцеговине стал командиром 65-го Оборонительного моторизованного полка Главного штаба Войска Республики Сербской. После завершения боевых действий в БиГ исполнял обязанности начальника Управления безопасности Генерального штаба ВРС и советника по вопросам безопасности первого президента РС Радована Караджича. В 2002 году я вышел на пенсию в звании генерал-лейтенанта ВРС.

    Как Вы попали в команду защиты первого президента РС? В чем заключались Ваши обязанности?

    Миломир Савчич: Радован Караджич в 2009 году попросил меня стать руководителем особой группы команды защиты, которая занималась бы сбором доказательств о его невиновности. Я дал согласие. Моя задача состояла в том, чтобы детально изучить все преступные эпизоды вменяемые первому президенту РС стороной обвинения, собрать максимальное количество вещественных и документальных материалов и установить потенциальных свидетелей обозначенных событий, которые дали бы объективные показания. В процессе работы я опрашивал установленных мною свидетелей тех или иных событий того перода, осуществлял записи бесед с ними, направлял их в Гаагу Караджичу и нашим юристам. Выполняя эти задачи, я смог выделить около 1300 заслуживающих внимания лиц, нами были зафиксированы официальные показания около 580 из них. В конечном итоге в качестве свидетелей защиты в МТБЮ дали показания 248 человек.

    Чего удалось добиться команде защиты Караджича в МТБЮ?

    Миломир Савчич: В ходе судебного разбирательства сторона защиты представила в МТБЮ порядка 5500 документов. При этом все материалы опровергали позицию обвинения о ходе развития определенных событий 1992-1995 годов, что однозначно должно было бы быть интерпретировано судьями в качестве важнейшего аргумента в пользу оправдательного приговора Караджичу. В частности, было доказано, что мусульмане намерено убивали мирных жителей и даже сотрудников ООН. Это осуществлялось ими в целях переложения ответственности за преступления исключительно на сербскую сторону и ускорение силового вмешательства в разрешение ситуации в БиГ сил ООН и НАТО. В результате один из судей пошел против большинства его коллег в МТБЮ и согласился с нашими доводами о том, что взрыв в Сараево 5 февраля 1994 года на рынке Маркале, в ходе которого погибли 68 человек (в основном мусульмане) и свыше 200 ранено, не был организован сербской стороной.

    Защита доказала также, что практически все Сараево являлось одним большим военным объектом и что на территории города фактически отсутствовали компактные районы сосредоточения исключительно мирного населения. Десятки школ, медицинских центров, ресторанов и других коммерческих объектов были заняты воинскими частями и боевой техникой бошняков. Таким образом, проводимая сербами осада Сараево, фактически являлась противодействием вооруженным формированиям бошняков. Принимая все это во внимание, мы считаем, что вынесенное Радовану Караджичу обвинение совершенно не соответствует предоставленным нами доказательствам его невиновности и истине.

    Чего Вы хотите добиться от МТБЮ?

    Миломир Савчич: Первый Президент Республики Сербской и вся команда его защиты уверены в том, что по результатам поданной нами апелляции и повторного разбирательства судьи МТБЮ пересмотрят первичный вердикт, а конечный приговор Караджичу будет полностью оправдательным. И это обязательно случиться, если из судебного процесса будут полностью исключены политическое влияние и давление извне.

    В настоящее время своего приговора ожидает начальник штаба Войска Республики Сербской сербский генерал Ратко Младич, обвиняемый в совершении военных преступлений и геноциде в связи с осадой Сараева, а также в связи с резней в Сребренице. Каковы Ваши прогнозы относительно решения МТБЮ по этому делу?

    Миломир Савчич: Принимая во внимание сложившуюся практику в МТБЮ в отношении сербов и как доказательство тому - вынесенный приговор Караджичу, я думаю, что вердикт суда в отношении генерала Младича предопределен: он будет обвинительным и суровым.

    Россия отмечает политизированность и предвзятость в работе МТБЮ и выступает за его скорейшее закрытие. Какова ваша позиция по данному вопросу?

    Миломир Савчич: Ни у кого не осталось никаких сомнений в том, что трибунал не выполнил свою миссию. Напротив, МТБЮ довел межэтническую вражду и недоверие между тремя народами БиГ до такого уровня, что межнациональный диалог внутри страны придется восстанавливать десятилетиями. Хорошо известно, что сербы являются нацией, которая больше всего пострадала от "поисков истины" в Гааге. Я  полностью разделяю предложение министров иностранных дел России и Сербии Лаврова и Дачича, озвученное ими совместно в апреле с.г. в Москве, о том, что такой суд должен быть закрыт. Кроме того, как мне кажется, было бы лучше, если бы МТБЮ и аналогичные инстанции вообще никогда не существовали. Однако перед его окончательным закрытием, хорошо было бы определить положение людей, уже осужденных им, и многие другие сопутствующие этому вопросы, ставшие отголосками работы МТБЮ.

    Поделиться