Фантастический триллер "Высотка"/ HIGH-RISE снят режиссером Беном Уитли. Зритель его помнит, скорее всего, по фильму "Доктор Кто", но сам Бен Уитли считает вершиной своей карьеры именно "Высотку". Снят новый фильм по интеллектуальному футуристическому роману - бестселлеру Джеймса Балларда. Здание элитной высотки представлено им как модель человеческого общества, в котором есть "низы" и "верхи", любимцы судьбы и неудачники… Фильм, к сожалению, оказался не таким глубоким, как книга, но свои упущения он частично искупает блестящим актерским составом. В нем также снимались Сиенна Миллер ("Шеф Адам Джонс", "Снайпер", "Казанова"), Люк Эванс ("Хоббит: Битва пяти воинств", "Форсаж 6", "Ворон"), Элизабет Мосс ("Безумцы"). Но одну из главных ролей - архитектора всей этой модели будущего, живущего в Пентхаусе, сыграл Джереми Айронс ("Борджиа", "Крепкий орешек 3: Возмездие", "Казанова", "Лолита"). И это - одна из главных причин, помимо Тома Хиддлстона, чтобы посмотреть экранную версию "Высотки".
Какова роль вашего персонажа во вселенной "Высотки"?
Джереми Айронс: Энтони Роял - архитектор этого здания, и он живет на самом его верху. Думаю, что он считает себя не только архитектором, а социальным инженером. У него нет комплекса Бога, но в нем присутствует некая жажда власти: не случайно его фамилия - Роял. В фильме он видит, как его творение пожирает само себя. Он говорит, что хотел бы, чтобы высотка стала катализатором перемен в жизнях ее обитателей. И она им стала, но не так, как Роял того ожидал. Однако, ему нравится наблюдать за поведением людей, в то время как здание постепенно разрушается. Возможно, он чувствует себя частично ответственным за происходящее, так как он - владелец здания. Думаю, что он любит контролировать ситуацию.
Что привлекло вас в фильме, что заинтересовало в сюжете?
Джереми Айронс: Я понял, что уже давно не снимался в независимом британском кино. Считаю, что в этой области сейчас появилось много молодых многообещающих режиссеров. У Бена Уитли - отличная репутация, и он мне понравился при встрече. Мне близки его фильмы, а Джереми Томас - мой старый друг. Мы вместе с ним работали с Бертолуччи (имеется в виду фильм "Ускользающая красота", где Джереми Томас также был продюсером - прим. С.А.). Я сразу понял, что это будет хороший фильм. Сценарий был волшебный, даже лучше, чем роман. Я считаю, что подтекст романа очень актуален в наше время. Особенно важно то, как люди себя могут вести, если их ничего не будет сдерживать. Так что у меня было много причин хотеть сняться в "Высотке". И, разумеется, Том Хиддлстон уже присоединился к проекту, когда со мной только связались. В сериале "Пустая корона" Том играл моего сына, Генри V, в то время, как я играл Генри IV. Я уже тогда был восхищен талантом Тома, так что это стало еще одной причиной моего участия в "Высотке".
Как вы готовились к роли?
Джереми Айронс: Я знаю двух величайших британских архитекторов, и думал об их подходах к жизни, к людям. Меня также интересовал гардероб Рояла. Я специально обратился к стилисту с вопросом о внешности моего персонажа, которая должна быть специфической, выделяющейся, но при этом помещаться в эпоху фильма. Я прочитал роман Балларда. Но должен сказать, что предпочитаю сценарий этой книге, так как Баллард рассказывает об идеях персонажей, но при этом очень кратко описывает их личные качества. Меня в книгах в первую очередь привлекают герои, их чувства, эмоции, чего в романе Балларда нет. Сценарий расставил все точки над "и". Так что к роли я старался особо не готовиться. Единственное, что сделал, это постарался для себя заполнить пробелы между появлением Рояла в кадре, чтобы лучше его понять.
Бен Уитли известен как очень выразительный режиссер - как вам работалось с ним?
Джереми Айронс: У Бена очень много опыта в области монтажа и спецэффектов, так что у него в голове всегда очень четкое представление каждой сцены. Его не очень интересуют фразеология, все эти актерские штучки, на которых фокусируются многие другие режиссеры. Он всегда готов оказать актеру поддержку, он открыт, и у него не раздутое самомнение. У него - дружелюбная команда, которую он долго собирал. Всегда гораздо приятнее сниматься, когда чувствуешь, что окружен друзьями. Я встретил много новых для себя актеров, и меня это очень вдохновило.
Масштаб съемок впечатляет. Какая сцена вам понравилась больше всего?
Джереми Айронс: Мне кажется, что самой визуально впечатляющей площадкой была квартира Рояла. Также его офис на крыше - отличное место для размышлений. Ничто не отвлекает, ничто не останавливает полет воображения. Она вся белая, что создает плодородную почву для разума.
Что, по-вашему, понравится зрителям в фильме и почему подтекст Балларда найдет отклик у аудитории?
Джереми Айронс: Никогда не знаешь, что найдет отклик, а люди, стремящиеся вызвать его, чаще всего терпят неудачу. Отклик должен быть у режиссера, сценариста, актеров. И лишь потом можно надеяться на аудиторию. "Высотка" - это очень незаурядная история, я не могу даже сравнить ее ни с каким другим фильмом. Когда я работал с Дэвидом Кроненбергом, он однажды мне сказал: "Жду не дождусь, когда фильм выйдет в прокат, и критики скажут мне, о чем он".
Насколько вселенная "Высотки" похожа на сегодняшний Лондон?
Джереми Айронс: Она похожа на любой город. Что-то всегда происходит, когда много совершенно разных людей сосредотачиваются в одном месте. Нам известно, что когда в определенное пространство втискивают множество крыс, их поведение кардинально меняется. Лично я - не городской человек. Мне гораздо уютнее за городом, когда меня окружает меньше народа, но я вижу в городах типа Лондона, Токио, Парижа, как люди по-другому ведут себя. Так как 47% населения Землю живут в городах, возможно, это и есть будущее. Интересно, что много молодых людей в наши дни проводят много времени, общаясь посредством экранов и телефонов, но не лицом к лицу. Мы живем в период, когда физическое общение идет на убыль. Мы перестаем общаться по-настоящему, один на один. Когда я нахожусь в своем загородном доме в Ирландии, там можно встретить человека, который хочет поговорить, независимо от твоего статуса. Если две машины встречаются на дороге, скорее всего, они остановятся, и люди будут общаться. В Лондоне же в подобной ситуации из машины выскочит кричащий человек и попытается сбить тебя с ног. Города меняют людей. И в этом "Высотка" очень похожа на Лондон.
Если бы Роял декорировал ваш личный пентхаус, как бы он выглядел?
Джереми Айронс: Это, скорее всего, было бы ужасно. У меня самого - плачевный опыт работы с архитекторами. Я сам в прошлом участвовал в строительстве разных вещей. И всегда, когда задействуется архитектор, это не только становится запредельно дорого, но он проектирует или то, что он хочет, или то, что он бы хотел, если бы был мной. По моему опыту, архитектор редко проектирует то, что нужно мне. Конечно, все зависит от того, что вы строите. Если бы это был мой пентхаус, то я хотел бы, чтобы он сам органично рос, а не чтобы его построил человек, который, проведя со мной немного времени, думает, что все обо мне знает.