Что мешает развитию рынка услуг для пожилых в СЗФО

Рынок услуг для людей старшего поколения способен стать весьма прибыльным. Об этом говорили на специализированной конференции, которая недавно прошла в Северной столице. Четверть жителей Санкт-Петербурга являются пенсионерами по возрасту. В СЗФО людей пенсионного возраста в полтора раза больше, чем детей до 16 лет.

Старики идут на рынок

Российский рынок услуг по уходу за пожилыми людьми растет. Уже сегодня, по некоторым экспертным оценкам, рынок услуг для престарелых составляет 420-450 миллиардов рублей в год, при этом на частный сектор этого рынка приходится пока менее 10 процентов. Есть куда развиваться. Есть ниши, куда следует вкладываться малому и среднему бизнесу. Впрочем, у игроков на этом поле сегодня преобладают отнюдь не такие радужные настроения. Почему?

Проблемы, которые сдерживают развитие этого рынка, очевидны. Это и несовершенство законодательства, которое мешает объединению государственного и частного капитала. И новизна рынка, не наработавшего пока практику услуг для пожилых. И риски, связанные с ликвидностью узкопрофилированных учреждений...

Однако дело даже не в них. Сегодня у потребителей услуг и бизнеса разные интересы: инвесторы и девелоперы заинтересованы прежде всего в строительстве стационарных учреждений для престарелых с полным набором медицинских услуг, тогда как потребителям на этом рынке нужнее некие промежуточные, паллиативные варианты. Например, дома временного, краткосрочного пребывания, куда взрослые работающие дети могли бы определить свою маму или бабушку, проживающую с ними, на время собственной командировки или отпуска. Или варианты так называемого "дедского сада". Это учреждения по типу дошкольных, куда престарелого родственника можно привозить на день и знать, что ему там будет обеспечен гигиенический уход, питание, досуг... Такие учреждения в стране есть, но пока их единицы.

"Маму в богадельню не отдам!.."

Сегодня в России насчитывается порядка 150 тысяч мест в стационарах для пожилых людей. Официальная очередь в стационарные учреждения соцобслуживания в 2015 году составила около 16 тысяч человек.

Немного. И это при том, что в России сегодня примерно 1,3 миллиона пожилых людей страдают деменцией - угасанием умственной деятельности, при которой оставлять человека без присмотра небезопасно. Как справляются с ними дети и внуки?

Можно ответить одним словом - трудно. И все же большинство из нас, столкнувшись с такой проблемой, предпочитают обходиться без привлечения государственных интернатов и частных пансионатов.

Исследователи рынка услуг по уходу за стариками с деменцией считают, что тут в первую очередь сказывается проблема нашего менталитета ("Люди осудят, скажут: мать в богадельню сдала", "В нашей семье так не принято"). Выступления на конференции зарубежных участников убедили: в развитых странах Европы старики тоже предпочитают доживать свой век дома.

Директор лучшего в Германии дома престарелых Силке Нахтвай, которая более 30 лет работает в этой отрасли, говорит: "Двенадцать лет назад мы поняли, что от медико-социальных стационаров надо переходить к учреждениям гостиничного типа".

В возглавляемом ею доме 75 процентов обитателей страдают деменцией, но даже для них предусмотрен свободный режим передвижения, а также выполнение индивидуальной программы жизни - со своим распорядком дня и графиком занятий. Пожалуй, у нас такое возможно только в частных пансионатах.

Однако их, во-первых, не так много. Правда, справедливости ради надо отметить, что на сегодняшний день в обеих столицах России на стадии проектирования и строительства находятся 12 объектов недвижимости соответствующего профиля. Более того, среди застройщиков новых жилых кварталов сегодня появилась новая мода: они завлекают потенциальных покупателей квартир не наличием поблизости "детской инфраструктуры" (школы, спортплощадки, детсады), а наличием инфраструктуры для пожилых.

Дорогое удовольствие

Вторая, не менее значимая проблема: стоимость содержания в частных пансионатах зачастую не по карману тем, для кого они предназначены.

Алексей Маврин, директор петербургской компании "Опека", объединяющей сеть частных пансионатов, работает на этом рынке с 2006 года.

- Максимальная загрузка всех наших семи учреждений - 480 мест, но обычно единовременно находятся человек 300. Процентов 70-80 обитателей живут у нас постоянно. Сказать точнее сложно. Зачастую бывает так: люди привозят к нам своего престарелого родственника, например, перенесшего инсульт или операцию по поводу перелома шейки бедра. Договариваемся: недели на две. Потом убеждают его пробыть у нас еще пару недель, потом еще... Потом человек уже и сам никуда не хочет переселяться, - рассказывает он.

Средний чек, по словам Алексея, составляет порядка двух тысяч рублей в сутки. Он уверен: это немного.

- Вот посчитайте сами: если у пожилого человека пенсия 16-20 тысяч рублей, да двое детей, да четверо внуков (средний возраст постояльцев 82 года). Могут скинуться по пять - десять тысяч, не так и накладно...

Позволю себе не согласиться. Если средняя зарплата в Петербурге сегодня примерно 42 тысячи, а в Ленинградской области - 33 тысячи, то такие услуги для рядового кошелька - непосильная нагрузка.

Вообще, стоимость обитания в частных стационарах для престарелых варьируется в обеих столицах от 27 тысяч до 200 тысяч в месяц (от уровня ухода и типа проживания).

Не потому ли ставшие немощными старики и их родственники находят для себя иные варианты решения проблемы? Кто-то привлекает сиделок и нянь (хотя цены на них тоже кусаются - от 500 рублей на два часа). Кто-то устраивает дежурство "из родни". Кто-то, как поступили, например, две пожилые соседки, поселившиеся в одной квартире, чтобы вторую сдавать: и деньги лишние есть, и присмотр друг за другом обеспечен.

Принятый недавно в Петербурге закон о пожизненной ренте для пожилых людей предоставляет одиноким старикам право завещать свою квартиру городу на условиях получения 10 процентов ее стоимости и ежемесячной ренты в сумме 16 тысяч рублей. Однако сегодня, несмотря на то что одиноких граждан старше 75 лет в Санкт-Петербурге насчитывается около 42 тысяч (именно с такого возраста доступен договор пожизненной ренты), воспользовались им лишь 45 человек. Еще пятеро ждут в очереди оформления документов.