Как вернуть жизнь заброшенным сельхозугодьям СЗФО

В субъектах Северо-Западного федерального округа зарастают бурьяном сотни тысяч пахотных угодий. В некоторых регионах аграрные компании не могут реализовать инвестиционные проекты, потому что им не хватает подходящих земельных участков. Чтобы решить проблему, эксперты предлагают кардинально изменить механизм изъятия земли и расширить поддержку добросовестных пользователей.

Земле дали срок

В Калининградской области используют по назначению больше 470 тысяч гектаров, или порядка 67 процентов сельскохозяйственных угодий. За последние пять лет в самом западном российском регионе вернули в оборот свыше 140 тысяч гектаров земель сельхозназначения. В прошлом году показатель составил 26 тысяч гектаров. Так или иначе, около 250 тысяч гектаров калининградской земли пока не приносят плодов, и это мешает развитию сельского хозяйства региона.

Инвесторы и фермеры выстраиваются в очередь за пахотными угодьями, но многие не могут получить участки, расширить старое или открыть новое аграрное производство. К примеру, в Черняховском городском округе, перспективном с точки зрения развития сельского хозяйства, доля использования сельхозземель не превышает 60 процентов. Это ниже среднего областного показателя.

С 2010 года в нашей стране действует закон об изъятии земельных участков. Государство имеет право отчуждать угодья, которые не используются по прямому назначению. В Калининградской области, по словам спикера регионального парламента Марины Оргеевой, процедуру принудительного изъятия заброшенных сельхозугодий на практике начали применять год назад. Уже удалось в судебном порядке изъять несколько таких участков.

- Есть надежда на то, что в недалекой перспективе эта сложная работа ускорится, - комментирует ситуацию Марина Оргеева. - В настоящее время в нижней палате Федерального Собрания страны рассматривается проект поправок в закон об обороте земель сельхозназначения. Документ призван упростить механизм изъятия заброшенных сельхозугодий. В частности, предлагается сократить с нынешних пяти лет до "двух и более лет подряд" срок, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника в случае его неиспользования для сельскохозяйственного производства. Но одними лишь карательными санкциями невозможно повысить эффективность использования земель. Необходимо более широко применять меры экономического стимулирования землепользователей, в том числе тех, кто занимается фермерством.

Портрет нивы

В Ленинградской области, как и в самом западном российском регионе, простаивает около трети пашни. В области тоже пытаются бороться с нерадивыми хозяевами земли. В некоторых районах органы местного самоуправления направляют заявления о нарушениях земельного законодательства в Россельхознадзор и в управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области. Это позволяет начислить дополнительный земельный налог правообладателям угодий.

В частности, в 2015 году в УФНС поступили материалы примерно по 100 земельным участкам общей площадью полторы тысячи гектаров.

Представители 47-го региона поддерживают концепцию законопроекта, который рассматривают сейчас в Госдуме. Однако, как считают ленинградские эксперты, необходимо конкретизировать признаки ненадлежащего использования пахотных угодий.

Кроме того, следует установить механизм изъятия невостребованных земельных долей. А также расширить возможности фото- и видеофиксации в качестве доказательства, что нива не используется по назначению.

- При этом в документе нет ни слова о паях. Также существует опасение, что земли могут изыматься у добросовестных пользователей, - подчеркнул заместитель председателя постоянной комиссии по агропромышленному комплексу ленинградского парламента Александр Трафимов и напомнил о необходимости инвентаризации угодий.

В Псковской области в прошлом году в севообороте находилось только 30 процентов нивы (около 1,2 миллиона гектаров).

За год в регионе вернули в оборот несколько тысяч гектаров невостребованных земель. При этом в четырех районах работа с невостребованными паями завершена. Суды признали право муниципальной собственности на все невостребованные земельные доли общей площадью больше 28 тысяч гектаров.

Отстают, по информации псковской администрации, Невельский, Усвятский, Печорский, Локнянский и Куньинский районы.

Как считают эксперты, муниципальным образованиям было бы полезно обменяться друг с другом успешным опытом.

Инициатива снизу

Согласно законопроекту, принимать решение о характере использования земли будет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, чьи филиалы работают по всей стране. Как отмечает официальный представитель надзорного ведомства Алексей Алексеенко, для Россельхознадзора эта деятельность не нова, разница будет заключаться в правоприменительной практике.

Впрочем, на всех владельцев сельхозземель вряд ли хватит ревизоров, считает доктор экономических наук, директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Наталья Шагайда. По оценке минсельхоза РФ, в стране можно ввести в дополнительный оборот не менее 10 миллионов гектаров пашни.

- Уполномоченных лиц мало, проверить нужно много. Это коррупционный момент: могут применяться стимулы, чтобы уполномоченное лицо выбрало определенный маршрут проверок, - рассуждает Наталья Шагайда. - Второй момент заключается в том, что критерии неиспользования размыты, при наличии грамотного юриста можно опротестовать решение о признании участка неиспользуемым. Как мне кажется, сокращение срока, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника, окажется действенным в единичных случаях и не решит проблему кардинально. На мой взгляд, было бы полезно перейти от инициативы чиновника по проверке к инициативе предпринимателя, который видит неиспользуемый участок и хочет взять его в обработку. Если такой есть, субъект бизнеса обращается в муниципалитет, и начинается процедура понуждения собственника участка к передаче в аренду или продаже. В том числе самим муниципалитетом, если собственник находится вне пределов досягаемости или завышает цену. Такой подход применяется в ряде европейских государств, однако в нашей стране его, к сожалению, вообще не рассматривают.

Прямая речь

Галина Никонова, заведующая отделом прогнозирования трансформации экономических структур и земельных отношений Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства:

- Законопроект о сокращении срока изъятия заброшенных земельных участков - движение в верном направлении. Документ показывает сельхозпроизводителям, собственникам земли, что государство обращает внимание на проблему, держит руку на пульсе. Но это лишь первый этап.

Ведь задача государства - не изъять как можно больше земельных участков, а сделать так, чтобы земля работала и приносила плоды. Необходимо разобраться, почему угодья вышли из севооборота. Конечно, есть нерадивые собственники, которые устроили на сельскохозяйственных землях свалки, раскопали там песчаные карьеры. Но многие владельцы земли прекратили ее использовать по различным причинам экономического характера.

Поэтому вторым этапом должно стать создание стимулов по возврату сельскохозяйственных земель в оборот для действующих и потенциальных владельцев. Возможно, будет эффективно с помощью каких-то субсидий или компенсаций снизить стоимость кадастровых работ, дороговизна которых ограничивает доступ предпринимателей к земельным ресурсам. Сельхозпроизводители, приобретающие заброшенные угодья, несут серьезные расходы на рекультивацию земель. Эти вложения также необходимо компенсировать, хотя бы частично. Мне известен пример, когда инвестор из Ленинградской области приобрел крупный участок в Псковской области и столкнулся с проблемой обработки земли, которую не пахали 25 лет. Обычные плуги не справились, встал вопрос о покупке дорогостоящей техники.

Потребуется огромное количество других мер и механизмов земельного контроля, реализуемых на всех уровнях управления, от федерального центра до небольших сельских поселений. Как мне кажется, мероприятия следует прописать в отдельной федеральной целевой программе, по аналогии с ФЦП по сохранению и восстановлению плодородия почв. Разумеется, потребуются дополнительные бюджетные расходы на федеральном и региональном уровнях. Но без этого не обойтись, если мы хотим успешно выполнить задачи по продовольственному импортозамещению.

В некоторых регионах Северо-Западного федерального округа и сейчас активно возвращают заброшенные сельскохозяйственные земли в оборот. К примеру, в Ленинградской области мероприятия системно реализуют с 2014 года, сельхозпроизводителям компенсируют стоимость кадастровых работ. Ежегодно возвращают в оборот 20-25 тысяч гектаров в Калининградской области. Идет работа в Псковской области, порядка 15 тысяч гектаров в год, но регион начал с очень низкого старта. Все эти субъекты РФ объединяет одно: на сельскохозяйственные земли имеется спрос со стороны инвесторов, который подстегивает активность региональных властей.