12.04.2016 17:19
    Поделиться

    Как завлечь в СЗФО индивидуального туриста

    В СЗФО приезжают все больше индивидуальных туристов. Согласно оценкам экспертов, только за последний год их количество в регионе увеличилось как минимум на 30 процентов. Почему люди предпочитают планировать отдых без помощи турагентств, узнавала корреспондент "РГ".

    Сделай сам

    Активно развиваться индивидуальный туризм начал в конце 1990-х годов, теперь такой формат отдыха стал уже общим трендом: во всем мире лишь 40 процентов путешественников обращаются сегодня в туристические фирмы. Так, по официальным итогам 2015 года, каждый десятый российский турист совершил поездку самостоятельно, а не по путевке. Популярность этого направления растет, и можно понять почему.

    Во-первых, путешественник ни от чего не зависит. Групповые туры, как правило, предлагают определенный маршрут, а посещение и очередность тех или иных достопримечательностей расписаны по минутам. Выбирая самостоятельную поездку, турист составляет свою программу, которая позволяет ему посетить интересующие лично его места и задержаться там сколь угодно долго.

    Во-вторых, вопреки мнению о дороговизне индивидуального тура, можно существенно сэкономить. Так как бронирование билетов, заказ номера в гостинице и экскурсий вы тоже осуществляете своими силами, то и выбор у вас ничем не ограничен. Главное, озаботиться всем этим заранее, то есть хотя бы за три-четыре месяца до путешествия, что позволит сэкономить до 35 процентов бюджета поездки. Однако, по наблюдениям турагентств, лишь треть туристов начинают планировать отдых заблаговременно.

    Еще одна причина выбора персональной поездки - отсутствие привязки к группе. Для многих это весомый довод, ведь зачастую отдохнуть хочется не только от работы, но и от людей. Ну, или разделить эмоции исключительно с семьей или близким человеком. Согласитесь, картина вырисовывается привлекательная. Особенно, если у вас есть личный автомобиль. Однако на деле желающему попутешествовать в свое удовольствие придется столкнуться с некоторыми сложностями. И они вполне могут сорвать самый перспективный отдых.

    Памятник за углом

    - Наиболее частый вопрос, который задают люди, путешествующие сами по себе: что посмотреть? Но иногда информацию о достопримечательностях либо нигде не найти, либо это не то, что нужно конкретному туристу, - считает исполнительный директор Национальной ассоциации информационно-туристских организаций Михаил Ушаков.

    Зачастую человек идет по знаменитой улице и даже не подозревает об этом. Поверни он за угол - наткнулся бы на усадьбу известного писателя или просто ресторан с лучшей в этих местах кухней, но и об этом нигде не упоминалось. Так и рождается формулировка "ничего особенного". Ее последствия очевидны: ни эти люди больше не вернутся, ни новые не приедут. Частично проблема дефицита информации решается с помощью специальных центров. Сегодня по России открыто 200 точек, где туристы могут получить карту города, спросить о местах, которые стоит посетить, и даже заказать экскурсовода на определенный маршрут. Как показывает практика, проект пользуется спросом: за 2015 год информационные центры насчитали 184 тысячи обращений.

    Кроме того, до недавнего времени индивидуальные туристы не всегда могли в оперативной форме решить проблему экскурсионного сопровождения, так как заказывать гида надо заранее, а мобильными приложениями готовы пользоваться единицы. Тут-то и пригодилась разработка компании "Радио Гид", которая по заказу Ростуризма выпустила к нынешнему сезону целую серию аудиогидов по самым востребованным туристическим маршрутам.

    - Мы понимаем, что наше главное конкурентное преимущество - это качество контента, поэтому привлекли к работе около двадцати гидов-экскурсоводов, сотрудников музеев, историков, искусствоведов, которым удалось создать экскурсионные материалы, - говорит генеральный директор компании Сергей Давлетшин.

    Известно, что новинка появилась уже не только в туристическо-информационных центрах Санкт-Петербурга, но и Крымского ФО и Краснодарского края.

    Воспользоваться можно также аудиогидом, который работает в формате мобильного приложения. Вот только разработаны такие услуги чаще всего для крупных городов или конкретных музеев. В Петербурге, к примеру, такой есть, а вот в каком-нибудь небольшом городке Карелии - вряд ли. Вообще, по словам Ушакова, чтобы человек самостоятельно двинулся в путь, ему необходимы два фактора - интерес и наличие транспортной доступности. Оба они, к сожалению, зачастую сдерживают туристов. И если вопрос с дорогами, как говорится, извечная тема, то заинтересовать потенциального путешественника можно. Но сегодня, к сожалению, это выходит не всегда.

    - В регионах явно недостает специалистов в области маркетинга. Туризм сегодня - это не просто перемещение из одного места в другое. Человеку нужно создать эмоцию, показать картинку, вызвать желание приехать. Но когда смотришь на презентацию каких-то туров, видишь, что и фото могло быть лучше, и описание. Нужно, чтобы в каждом регионе был специалист, который может грамотно создать линейку продуктов, - комментирует эксперт.

    Кто кого?

    В действительности туристические фирмы самостоятельных путешественников опасаются. И это понятно, еще до 2014 года организованный туризм рос на 10-12 процентов в год, а индивидуальный - на 30. При этом последний сейчас продолжает набирать обороты и, по оценкам специалистов, составляет около трети от всего российского туристического рынка.

    Больше всего эта тенденция касается, конечно, поездок по России и кратких путешествий по Европе. Однако это относится далеко не ко всем регионам.

    Прямая речь

    Павел Румянцев, сотрудник Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии:

    - Еще не везде в полной мере создана инфраструктура, и не так много средств размещения доступны для электронного бронирования. Если говорить про массовый пляжный отдых, то отели предпочитают работать с туроператорами, а многие гостиницы вообще не найти в Сети. Просто потому, что они в этом не заинтересованы.

    Поэтому групповой туризм, конечно, выживет. Но при условии конкурентного преимущества. "Пакетные" туры должны стоить не дороже самостоятельных поездок, турфирмам придется стать изощреннее и предлагать путешественникам интересные маршруты с посещением труднодоступных мест. Другими словами, придется искать и предлагать свою "изюминку". Есть еще вот какое наблюдение: в целом туристы не ездят либо только самостоятельно, либо только с помощью турфирм. Все зависит от обстоятельств, от направления. Поэтому в ближайшие десять лет можно предположить, что оба сегмента сравняются, но не более. Возможно, к этому времени появится и организация, которая сможет четко подсчитать самостоятельных туристов - сейчас объективных цифр нет, а примерные показатели вычисляют по данным отелей и гостиниц.

    Поделиться