В рамках Московского международного салона образования, который открылся сегодня на ВДНХ в Москве, выступят более 1000 экспертов из России и других стран, пройдут более 400 мероприятий в 18 тематических залах. В этом году главная тема салона - новая архитектура образования. Участники дискуссий, панельных обсуждений, воркшопов будут искать ответы на вопросы: каким должен быть современный инженер, как строить проектное обучение в школе и вузе, какие навыки требуются от специалистов в 21 веке, почему учиться никогда не поздно? Среди других важных тем - организация пространства в современных школах и вузах. Какой должна быть"начинка", чтобы школа, к примеру, могла трансформироваться под разные задачи и формы работы? Участники салона обсудят, какие требования предъявлются сейчас к педагогам, что нового будет в профессиональном стандарте учителя? Онлайн обучение, работа в условиях инклюзии, новые профессии на производстве и в сельском хозяйстве - все это тоже в центре внимания на ММСО.
Директор департамента образования из Сарова Наталия Володько приехала в Москву для того, чтобы узнать об опыте совместной работы школ и вузов.
- Интересно понять, как строить проектную деятельность на базе вузовских лабораторий. В первую очередь, меня интересуют технические университеты.
Надо подумать и том, какие бонусы дать ребенку, который участвовал в проекте. Может быть, это будет онлайн портфолио, которое вузы будут учитывать при поступлении?, - предлагает Володько.
Рядом - презентация клуба "Авиатор" и тренажер для пилотов. Каждый желающий может попробовать взять в руки штурвал. "Сейчас в клубе занимаются 55 школьников, но в следующем году, надеюсь, сможем взять 120, - рассказывает руководитель клуба Евгений Мартенюк. В клуб принимают детей с 12 лет, которые мечтают о небе и хотят стать пилотами, инженерами, диспетчерами или конструкторами самолетов.
А вот специальный прибор, который поможет вести уроки в классе для "особенных" детей. В том числе - с глубокой умственной осталостью. Нажимаешь кнопочку - на полу появляется проекция мини-футбольного поля. Можно играть интерактивным мячом даже в одиночку. Или зарядить устройство специальными фильтрами с разными запахами, чтобы объяснять, как многообразен наш мир.
Есть специальная техника и для вузов, где теперь студентов с ограниченными возможностями стало гораздо больше. Разработаны противоскользящие покрытия для аудиторий, оборудование для санитарных комнат, мобильные подъемные устройства, которые позволят колясочнику "подняться "по ступенькам, электронные видеоувеличители.
Для будущих инженеров предлагаются готовые лаборатории робототехники, с помощью которых можно сделать сразу несколько десятков моделей разной сложности. Есть оборудование и для рободромов, мобильные лаборатории для прототипирования, когда ученик сам может сделать опытный образец на 3D-принтере. К тренажеру по профориентации выстроилась очередь школьников. Регистрируешься, отвечаешь на вопросы анкеты и получаешь результат: какая сфера вам больше всего подходит.
-У меня "культура и искусство", - радуется одна из учениц.
- А у меня "биология, науки о человеке"! - сообщает другая.
Учителя с удовольствием принимали участие в мастер-классах по новым компетенциям педагогов и рассуждали, что изменилось в современных детях.
- Иногда они знают больше, чем учитель. Пока ты вспоминаешь, как звали любимую собаку Цезаря, у них уже есть ответ, - начинает один из участников.
- Дети не поменялись. Изменились родители и их отношение к образованию, - возражают ему. К сфере образования так или иначе имеют отношение около 50 миллионов человек - это учителя, ученики и родители. И больше всего всех их волнует: каким будет образование в этом веке?
В Минобрнауки рассказали "РГ", что в рамках салона пройдет Всероссийской робототехнический фестиваль и конкурс Научно-технического творечества молодежи.
Московский международный салон образования будет работать до 16 апреля.