Новости

13.04.2016 15:55
Рубрика: Экономика

Цифровое правительство придет на смену электронному

Текст: Алексей Иванов (Нижний Новгород)
Концепция "Электронного правительства" (ЭП) требует серьезного пересмотра и модернизации, ей на смену должно прийти "Цифровое правительство" (ЦП), которое наконец избавит граждан от необходимости посещать госорганы и вести с чиновниками бумажную переписку. Об этом на IX Международном ITForum 2020/ИТ-Джем заявил координатор региональных программ Всемирного банка Михаил Бунчук.
 Фото: Николай Нестеренко / РГ Михаил Бунчук: Граждане хотят от "Цифрового правительства" возможности обращаться к данным в любое время, большей персонализации сервисов. Фото: Николай Нестеренко / РГ
Михаил Бунчук: Граждане хотят от "Цифрового правительства" возможности обращаться к данным в любое время, большей персонализации сервисов. Фото: Николай Нестеренко / РГ

Экспертами учреждения подготовлен доклад "Цифровое правительство 2020. Перспективы для России", основные тезисы которого и были вынесены на обсуждение участников форума. По словам Михаила Бунчука, анализ существующей практики показал, что граждане используют сервисы ЭП в основном для получения информации, а не услуг, инвестиции во многие проекты себя не оправдали, а уровень развития ЭП остается довольно низким.

Вместе с тем, стоимость оказания услуг в цифровом виде (примем ее за единицу) заметно ниже, чем более традиционными способами. Общение по телефону обойдется в 20 раз дороже, по почте - в 30, личный прием - в 50. Хотя бы поэтому реформирование госаппарата в этом направлении надо продолжить. И если в основе ЭП лежит принцип электронного документооборота, что ЦП строится на использовании конкретных данных, всегда доступных онлайн всем заинтересованным сторонам.

- Граждане хотят от "Цифрового правительства" возможности обращаться к данным в любое время, большей персонализации сервисов, их заточенность на решение конкретных задач, - отметил Михаил Бунчук. - Услуги должны быть цифровыми по умолчанию, от начала и до конца.

Впрочем, это в основном касается молодежи и людей среднего возраста, тогда как население России постепенно стареет, и этот фактор нельзя не учитывать. Чтобы ликвидировать это цифровое неравенство, специалисты Всемирного банка предлагают переориентировать многофункциональные центры (МФЦ) по оказанию государственных и муниципальных услуг на обучение граждан выполнению операций в режиме онлайн.

Вместе с тем цифровое неравенство существует не только между разными поколениями, но и между субъектами РФ - где-то информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) развиты хорошо, где-то хуже, а значит и преимущества ЦП будущего люди в разных уголках страны почувствуют не одновременно. Чтобы получить более объективную картину на этот счет и выровнять ситуацию на местах, министерство связи и массовых коммуникаций РФ сейчас разрабатывает новый интегральный рейтинг уровня развития информационного общества в регионах, сообщил замдиректора департамента координации информатизации ведомства Роман Урнышев.

- Пока что оценка будет вестись по семи индексам, к концу года их станет 19. Основная проблема заключается в том, что для получения полной картины мы пользуемся большим количеством официальных источников, единой базы не существует. При этом ведомства могут предоставлять информацию с разной периодичностью, в каких-то регионах, например Крыму, нужных нам данных пока еще в принципе нет, - заключил чиновник.

IX Международный ITForum 2020 в Нижнем Новгороде Экономика Бизнес Инновации Филиалы РГ Приволжье ПФО Нижегородская область Нижний Новгород ITForum 2020/ИТ-Джем