Без всякого намека на виртуальную реальность, венгерский режиссер Ласло Немеш словно помещает зрителя в голову главного героя - человека из зондеркоманды в фашистском концлагере, где уничтожали евреев. И все происходящее зритель воспринимает так, будто бы это случилось с ним самим. Обладатель гран-при Каннского кинофестиваля, "Оскара" за лучший фильм на иностранном языке и множества других призов, "Сын Саула" не просто прорыв, который заново открывает миру венгерское кино. Это картина, вызывающая сильнейшие сопереживания, сравнимая по воздействию с библейским сюжетом. Сразу после одного из первых предпремьерных показов в России обозреватель "РГ" поговорила с главным раввином России Берлом Лазаром и спросила его о впечатлениях.
Раввин Лазар, знаю, насколько это тяжело высказывать сразу после просмотра свое мнение о фильме. Особенно - о таком. Тем не менее, какие у вас первые впечатления?
Берл Лазар: Трагедию Холокоста, к сожалению, невозможно ни объяснить, ни понять. Но, по крайней мере, этот фильм дает нам понимание, что даже в таких трагедиях найдутся люди, которые были готовы рисковать жизнью, чтобы творить доброе дело. И важнейшую роль играет то, что не бывает хороших действий, которые остаются без внимания, без результата, без последствия. Герой фильма рискует жизнью, идет на самопожертвование ради доброго дела, ради ребенка, который уже не живой.
На самом деле это был его сын или нет? Или, может быть, здесь есть какая-то библейская параллель?
Берл Лазар: Каждый человек отвечает за всех остальных. Биологический сын или не сын, который вдруг стал им, или метафора - мы не знаем, к сожалению. Я думаю, что Саул вдруг понял, что не может оставаться безразличным ко всему, что происходит, несмотря на то, что он бессилен. Что такое сын? Для человека это тот, за которого он отвечает. Как любая мама сделает все, чтобы спасти сына, даже если знает, что нет шанса, так же действовал и Саул. Может быть, это действительно его сын. Я не думаю, что в этом главный вопрос. Важно, что он понимал необходимость действовать, несмотря на отсутствие шансов.
В прошлом году отмечалась большая дата, связанная с Холокостом. И появился фильм "Сын Саула", который высоко оценили и на Каннском кинофестивале, и академики "Оскара". Вы думаете, это как-то связано с датой? Почему именно этот фильм так выделили?
Берл Лазар: Трудно сказать, почему именно его. Но, думаю, что когда мы говорим о Холокосте, очень часто забываем реальное понимание трагедии. 6 миллионов евреев и больше 20-30 миллионов русских - это цифры, которые не принимают. Одному человеку трудно понять, что такое 100 тысяч, миллион… И вдруг, через определенного человека, который старается что-то делать по отношению к ребенку, становятся понятными и масштаб, и боль, и сколько, к сожалению, тогда мало было сделано, чтобы остановить этот ужас. Когда мы видим, что один пошел против течения, вдруг понимаем, что трагедия стала возможна, потому что люди реально ни на что не реагировали, и стали вдруг безразличными. И это есть важнейший посыл - сегодня, через 70 лет, когда мы видим, что может быть подобная трагедия. Нужно, чтобы мы реагировали, и не оставили без внимания тех людей, которые нуждаются в помощи.
При просмотре я вспоминала фильм "Жизнь прекрасна" Роберто Бениньи. Вы наверняка видели много фильмов о Холокосте. "Сын Саула" вошел бы для вас лично в число самых сильных картин, посвященных этой теме?
Берл Лазар: Если говорить об общей трагедии, то думаю, что есть фильмы еще более страшные. Есть сцены, которые смотреть невозможно. Но в "Сыне Саула" заложен важнейший урок. Особенность этого фильма в том, что он не столько о трагедии, сколько о человеке, который не сдался. Понятно, что трагедия в нем также есть, но здесь конкретно можно говорить о подвиге. Человек знал, что у него есть цель, и шел к ней, и мы видим результат.
Как вы думаете, в финале, если бы он все-таки остался и похоронил этого мальчика, может, он бы спасся?
Берл Лазар: Я думаю, что он и так спасся. Он сделал то, что хотел. То, что нужно. Для Бога этот мальчик был похоронен. И все, что сделал Саул, не осталось без результата. И мы не знаем, как станут вести себя дети и взрослые, посмотрев этот фильм. Думаю, что они поймут, что есть праведный образ жизни, даже тогда, когда все вокруг невозможно воспринять и понять.
Сейчас фильм выходит в прокат в России. А в Америке уже вышел. Почему он важен именно для русских людей, почему они должны пойти его посмотреть?
Берл Лазар: Трагедия Холокоста для России сегодня важнее, чем для Америки. Америка далеко и Холокост там не чувствовали и не видели. Здесь, когда мы говорим о подвиге российских солдат, подвиге Красной Армии, понимаем, что были еще тысячи и, может быть, миллионы людей, которые рискуя своей жизнью, делали все возможное. Поэтому сегодня, когда снова поднимает голову фашизм не только на территории бывшего Советского Союза, но во всем мире… Думаю, что фильм важен для каждого человека, тем более русскоязычного - эти люди пережили Холокост, может быть, даже победили его, но, к сожалению, не до конца.
У каждого свои взаимоотношения с Холокостом. Я, например, узнала о нем от своей бабушки. Может быть, у вас какая-то семейная история с этим связана?
Берл Лазар: Наша дочка Лея, ей 15 лет, как раз сейчас поехала в Освенцим. Мы сидели за столом, и она задавала много вопросов еще до поездки туда. Мы говорили о том, что мы сегодня живы только потому, что наши предки спаслись от Холокоста. Для меня лично это и мама, и папа. Они пережили Холокост, чудесным образом остались живы.
Какой урок? Сегодня нужно делать все возможное, чтобы оправдать то чудо, которое произошло с нами: что мы - здесь, и мы - живы. Понятно, когда мы видим, что даже без веры в Бога люди могут так действовать, то понимаем, насколько важно сегодня правильное воспитание, правильное понимание, и благодарность Богу за то, что еще евреи остались живы. И мы должны дальше творить добро, помогать людям и дать им возможность жить правильной жизнью.