"Дубль дв@" начинает показ картины Оксаны Бычковой "Еще один год"

Кинофестиваль "Дубль дв@" начинает показ картины Оксаны Бычковой "Еще один год".

Как и Александр Прошкин в уже показанном в конкурсе фильме "Райские кущи", авторы этой картины обратились к классике советской театральной драматургии - драме Александра Володина "С любимыми не расставайтесь", в конце 70-х бережно перенесенной на экран Павлом Арсеновым.

Сегодня старый фильм смотреть уже трудно: и той страны, и деталей той жизни, и тех моральных установок больше нет. Но коллизии пьесы вечны, и новая картина "по мотивам" должна предложить на них новый взгляд. К тому же пьеса редкостно лабильна, заложенные в ней ситуации универсальны - и режиссеры ее театральных интерпретаций упражняются на этой ниве тоже лихо, отвязно, часто даже беззастенчиво.

Главный мотив включения этого фильма в конкурс фестиваля не только репутация его авторов - драматургов Натальи Мещаниновой и Любови Мульменко, режиссера Оксаны Бычковой - как главных надежд нашего современного кино. Фильм показывает очень наглядно, как важна в кино прочная драматургическая база, которой сегодня так часто пренебрегают! Пусть герои, сообразно новому времени, поменяли и профессии и даже, в главном, характеры: теперь он - бомбила, она - модный веб-дизайнер. Пусть начало фильма, по-моему, слишком затянуто и, согласно современным модным традициям, напоминает селфи, снятое в бестолковой тусовке. Пусть оператор косит под давно уже архаичную, а у нас до сих пор вожделенную датскую "догму". Но как только пойдут заложенные Александром Володиным отталкивания-притяжения двух любящих существ - от фильма уже не оторвешься: началась настоящая драматургия.

Переписаны или сымпровизированы диалоги, они максимально приближены к сегодняшнему жлобскому волапюку - но и это уже несущественно: сохранена витиеватая правда хрупких человеческих чувств. А значит, появилось, что играть актерам. И сразу два актерских открытия: Надежда Лумпова и Алексей Филимонов передают эту любовь-ненависть скрупулезно и убедительно, несмотря на типажные нестыковки (первая кажется простоватей второго, хотя суть конфликта в разнице кругозоров: она балдеет от Кесьлевского, а он от Кесьлевского тоскует). Из традиций советской драматургии - финал картины: несмотря на все козни судьбы, побеждает любовь - не лишняя, прямо скажем, нота в повальной российской хандре.

Конечно, сличать картину Оксаны Бычковой с фильмом Павла Арсенова бессмысленно: она сравнения не выдержит не только по уровню задействованных талантов (кино вообще измельчало, это медицинский факт), но и по природе отображенной жизни: это слишком разные миры. Но интересно проследить "смену вех", проделанную за полвека. Четкая система моральных координат и традиция ясно прочерченных границ, где кончается "хорошо" и начинается "плохо", сменилась принципиальной нейтральностью авторской позиции: мы никого не осуждаем, ибо все - человеки с их слабостями. Ну, сошлись молодые люди, а потом разошлись - но все равно неведомая сила влечет их к этим берегам обрыдлым. У нас ведь век такой железобетонной некоммуникабельности, какая не снилась персонажам Антониони, и этот век сформировал поколения людей, неспособных слушать и тем более - слышать друг друга. И только одно еще может пробудить в них подобие эмоций - и это неодолимый зов плоти. Наверное, сегодня эту пьесу Володин мог бы назвать "С желанными не расставайтесь". Потому как приспичит - все равно прибегут обратно.

Кино во многом формирует действительность - для того, чтобы потом ее отражать. И вот перед нами фильм, констатирующий, что слово "любовь" почти утратило романтико-поэтические смыслы и практически слиплось со словом "трахаться", которое в 70-е годы еще не существовало и было изобретено кем-то из кинопереводчиков-нелегалов, искавших аналог английскому fuck. Кино это понятие породило и убивать его не собирается - об этой трах-любви в основном и пошли сегодня фильмы, исключения редки. Словом "духовность" сегодня вовсю спекулируют, но чем больше спекулируют - тем быстрее из нашей жизни исчезает ее духовное, ее интеллектуальное наполнение, - это тоже медицинский факт.

Так что не случайно герои теперь бомбила и дизайнер. Четко обозначены их социальные роли: они не столько движущая сила, сколько пена времени. Это позволило вытащить действие из неопределенного володинского марева внесоциальных чувств в пестрый мир современной модной тусовки и угарной бестолковщины. А здесь сколько-нибудь возвышенные и прочные привязанности невозможны по определению. Так что фильм как бы наметил - возможно, интуитивно, ненароком и неосознанно - траекторию деградации целого общества, поменявшего все ориентиры оверкиль. Ведь когда пена становится нормой - это признак близкой катастрофы.

Впрочем, у зрителей могут быть свои трактовки и выводы. Не случайно же иные мои коллеги назвали этот фильм одной из лучших картин года.

Справка

Оксана Бычкова, как уже многие авторы картин этого фестиваля, по первому образованию журналист: после окончания Ростовского университета работала на радио.

Окончила Высшие режиссерские курсы в мастерской Петра Тодоровского. Дебютом в кино была отличная романтическая комедия "Питер FM", который она сняла по своему сценарию (приз фестиваля "Окно в Европу" в Выборге). Из других фильмов - "Плюс один" (приз "Большая золотая ладья" в Выборге), новелла в альманахе "Потому что это я".

Фильм "Еще один год" получил приз The Big Screen Award фестиваля в Роттердаме.