Россия неоднократно приходила на помощь монгольским партнерам в неблагополучные для них времена, делала "жесты", демонстрирующие привилегированный характер российско-монгольских отношений. Одним из последних примеров стало вступление в силу в начале года Соглашения между нашими странами, которое урегулировало все прежние долговые обязательства Улан-Батора, открыв тем самым, по словам Лаврова, "новые возможности для развития экономического диалога", включая обсуждение вопроса Центробанками двух стран о предоставлении Монголии рублевого кредита. "Никаких юридических препятствий для этого нет", - подтвердил российский министр.
Но, если в вопросах внешней политики все протекает в тесном взаимодействии (по словам Лаврова, Россия признательна Монголии за поддержку наших инициатив в Генассамблее и других площадках ООН), то в сфере экономики по-прежнему не все обстоит благополучно. В 2014 году президенты России и Монголии договорились о подготовке "дорожной карты", с помощью которой предстояло исправить сложившуюся в торгово-экономическом сотрудничестве ситуацию. Как объяснял тогда помощник главы российского государства Юрий Ушаков, "это сотрудничество слишком спокойное, даже с некоторой негативной тенденцией". И хотя Россия по итогам 2015 года по-прежнему занимает второе место во внешней торговле Монголии после Китая, реальный товарооборот между странами сократился на 23 процента, составив 1,16 миллиарда долларов. В четверг Сергей Лавров и его монгольский коллега Л. Пурэвсурэн подписали Среднесрочную программу развития стратегического партнерства России и Монголии. Она представляет ту самую "дорожную карту", о необходимости которой говорили главы государств. Документ, по словам российского министра иностранных дел, "носит комплексный характер и нацелен на преодоление проблемных моментов в двухсторонних хозяйственных связях, накопившихся в последние годы".
В стратегическом плане речь идет о том, как с наибольшей целесообразностью "вписать" Монголию в те экономические схемы, которые развиваются на евразийском пространстве и в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Для этого никаких Америк открывать не потребуется. На трехсторонних встречах лидеров России, Китая и Монголии неоднократно обсуждалось сопряжение трех проектов - Евразийского экономического союза (ЕАЭС), выступающего локомотивом интеграции на постсоветских территориях, китайского Экономического пояса "Шелкового пути" и монгольского проекта "Степной путь". В том случае, если задуманное лидерами в треугольнике Москва-Пекин-Улан-Батор удастся реализовать, будет создан весьма перспективный транспортно-экономический коридор, выгодный для всех участников этого "консорциума". Соответствующее, подготовленное в рабочих группах соглашение, уже в июне может быть вынесено для утверждения на третий саммит глав России, Китая и Монголии.
Этот новый коридор наряду с другими, подписанными в четверг между Москвой и Улан-Батором документами, станет существенным компонентом устойчивого развития Монголии. Ранее, отвечая на вопрос представителей монгольских СМИ, Лавров подтвердил: "Россия и Китай (не побоюсь сказать за наших китайских друзей) как два великих соседа будут делать все, чтобы оградить нашу дружественную Монголию от попыток вмешательства в процессы ее внутреннего развития".
В числе других перспективных проектов на встречах Лаврова с его монгольским коллегой Л. Пурэвсурэном и премьером Монголии Ч. Сайханбилэгом обсуждалось взаимодействие в формате Монголия-ЕАЭС. Первый шаг в этом направлении уже сделан - в 2015 году был подписан Меморандум, необходимый для облегчения доступа монгольской продукции на рынок Евразийского экономического союза.
В ноябре 1942 года, на празднование 25-ой годовщины Октябрьской революции, в Советский союз приехал премьер Монголии, маршал Чойбалсан. В те сложные для СССР годы он прибыл не с пустыми руками - глава монгольского правительства сопровождал большой транспорт с подарками советскому народу, состоящий из 4 эшелонов - всего 236 вагонов. В них находились, как сообщают историки, 30115 полушубков, 31257 меховых варежек, 2011 меховых одеял, 33300 солдатских ремней, 30500 пар валенок, а еще 13 тонн ягодного варенья, мясо, колбаса, масло.
В ходе Маньчжурской наступательной операции монгольские воинские части творили историю своей страны, сражаясь вместе советскими солдатами против японской Квантунской армии. Хронику той благородной дружбы Москва и Улан-Батор продолжают писать сегодня. Кстати, до Второй мировой войны единственным государством, признававшим независимость Монголии, стал Советский союз. В этом году Москва и Улан-Батор отметят 95-летие установления дипломатических отношений. По словам Лаврова, они с монгольским коллегой одобрили перечень мероприятий, приуроченных к предстоящему юбилею.