Городова: Как определить, какие греховные страсти таятся в нашем сердце

"Искала, искала у себя грехи и так ничего не нашла..."

Из письма Марины Ивановны Н.

Марина Ивановна, сегодня, в покаянные дни Великого поста, мы публикуем нарисованную специально для читателей "РГ - Неделя" карту страстей человека, на которой выделено и восемь базовых смертных грехов, и то, какие пороки и греховные наклонности из них произрастают. Сразу замечу, что предназначена карта-схема для расширения кругозора, а вовсе не для бойких диагнозов подругам и коллегам по работе. Не стоит увлекаться и самодиагностикой. Во-первых, потому как любое самолечение дело рисковое, всегда лучше довериться профессионалу, в данном случае священнику, духовнику. А во-вторых, грех всегда ослепляет, и, чтобы увидеть свой грех, верующие молятся. Помните великопостную молитву Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего,.. даруй мне зрети мои прегрешения"?

Инфографика РГ/Леонид Кулешов/Мария Городова

А для начала, чтобы не путаться, давайте разберемся с терминологией. Самое краткое определение греха дала одна юная ученица воскресной школы при храме, сказавшая: "Грех - это то, чего не хочет Бог". Абсолютно верно. Греческое слово "амартия", которое мы переводим как "грех", буквально означает "промах", "непопадание в цель". Человек, созданный по образу и подобию Божьему, отступая от своего Творца, делая то, что разрушает его самого, то, чего не хочет Бог, совершает промах. Движется мимо цели, губя себя.

Самые яркие примеры - алкоголизм, наркомания, игромания. Очевидно, что сии пагубные пристрастия, какими бы эйфорическими эмоциями они ни сопровождались на начальных этапах, непременно ведут к болезням - телесным, духовным, разрушению всей личности. Ясно, что Господь не желает такого пугающего, стремительного разложения и гибели Своего творения. Поэтому, а вовсе не для того, чтобы насладиться запретом, Бог и дает Свои заповеди. Их функции именно охранительные, они призваны защитить нас - и от нас самих, таких падких на любой соблазн, и от демонических сил нашего мира. И хотя заповедей всего десять (поэтому их и называют Декалог), человечество изобрело гораздо большее разнообразие грехов. Богословие и аскетика, зная природу человека полнее любой психологии, выделяет сначала восемь смертных грехов. Смертными они называются потому, что ведут к погибели души. А именно смерть души, а не тела - самое страшное, что может произойти с нами. Поэтому грех часто называют еще болезнью души.

Итак, под словом "грех" подразумевают и разовый проступок, нарушающий заповеди Божьи, и, в общем смысле, болезненное состояние души, ее пораженность, возникшую в результате неисповеданных и неисцеленных греховных действий и мыслей.

Чревообъядение, блуд, сребролюбие, гнев, печаль не по Богу, уныние, тщеславие и гордыня (иногда пишут "гордость", но слово "гордыня" точнее). Часто губительную восьмерку называют страстями. Противоречия тут нет. По определению святого Иоанна Лествичника, страсть - это "уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится". То есть страсть - это уже греховная зависимость, рабство определенному пороку.

Обычно при перечислении смертных грехов возникают вопросы: "Что такое печаль не по Богу? Почему вообще печаль - грех? Какая разница между печалью и унынием?" Чтобы в этом разобраться, надо понять, чем страсть отличается от естественной, ничуть не греховной потребностью или свойством человека. К примеру, и утоление голода, и стремление к продолжению рода, и желание любви - нормальные желания, ничего греховного в них нет. Так же как и в печали - понятной эмоции, когда произошло горе. Страсть же - это извращение естественных человеческих свойств и тяготений.

"Их бог - чрево", - говорят про страдающих от страсти чревоугодия. И это необязательно толстяки, чревоугодниками могут быть и изящные лакомки. Вопрос в том, насколько страсть овладевает нами, делает нас своими рабами. Кстати, раз уж разговор зашел о рабстве, замечу, что и пьянство, и наркоманию, и курение, никак не описанные в древних богословских трудах о грехах, современные богословы относят к чревоугодию. Обратите внимание, насколько в этих случаях заметна зависимость от этих пристрастий, их разрушительное воздействие.

Кто хозяин: я или моя страсть? Вот грань, позволяющая определить: так потребность еще естественна, а так - уже греховна. То есть это вопрос внутренней свободы и несвободы нашей души. Апостол Павел говорил: "Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе".

Так и с печалью: одно дело объяснимое чувство в случае горя, другое - "вечный червь в сердце", убивающий радость. Бальзак заметил: "Ничто так не пьянит, как вино страдания!" Уныние же называют "бесом полуденным", в отличие от печали, уныние больше связано с духовным и телесным расслаблением, параличом воли. Взгляните на схему, к каким пагубным последствиям оно ведет. Ну а чтобы проверить, властны ли мы еще над своими потребностями или они довлеют над нами, стоит попробовать воздержаться. От еды, желания посидеть, поболтать с винцом в милой компании, или зависнуть в Соцсети, или от вроде невинной слабости перемыть кости нашей странной соседке. Перечислять можно долго, схема перед вами, обладая мужеством и честностью, можно узнать о себе много нового.

И напоследок. Авторство публикуемой схемы греховных страстей и их взаимосвязей мы с глубочайшим пиететом делим с настоятелем синайского монастыря, великим православным аскетом и богословом VI века, святым Иоанном Лествичником. А к его бессмертному труду, пережившему столетия, книге "Лествица" отправляем всех заинтересованных в спасении. И уж совсем под занавес слова другого святого - Исаака Сирина: "Нет греха непростительного, кроме нераскаянного".