Приговор немецкому сатирику за стихи про Эрдогана станет прецедентом

Ян Бёммерман может войти в историю немецкой юриспруденции как первый осужденный за свободу слова в Германии. И это скандал. Скандал большой и серьезный, который сейчас обсуждает вся Германия. Исход его пока неясен, но страсти накаляются с каждым днем.

На Бёммермана подал иск в немецкий суд президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган за оскорбительное стихотворение, которое сатирик прочитал в эфире телеканал ZDF. Его выступление было неким продолжением скандала с видеоклипом, на который Эрдоган также обиделся.

История изначально началась с того, что северонемецкие тележурналисты показали в эфире телеканал NDR смешную видепародию на бессмертный хит певицы Нены "Irgendwo,irgendwie, irgenwann". После этого показа немецкого посла в Анкаре Мартина Эрдмана вызвали в турецкий МИД и потребовали запретить клип. До иска не дошло, но когда известие об этом факте предал огласке авторитетный журнал Der Spiegel, разразился громкий скандал. Телесатирики отказались даже извиняться. И вот тогда-то со своими виршами выступил другой немецкий комик Ян Бёммерман.

Справедливости ради надо сказать, что в стихах содержалось больше оскорблений в адрес Эрдогана, нежели в клипе. В телепародии гениально высмеивалось лишь то, что Эрдоган делал в действительности, так сказать, не переходя на личности. По крайней мере, там Эрдогана не называли "Ziegenficker", то есть человеком, удовлетворящим свои сексуальные потребности с козой. Так что в этом смысле стихи Бёммермана оказались "на грани". И все же суды по искам к журналистам никогда еще не доходили в Германии до стадии реальных приговоров, хотя соответствующая статья в немецком УК есть. Это статья №103 - за оскорбление органов иностранной власти. Она предусматривает реальные сроки от трех месяцев до пяти лет тюрьмы. Но свобода слова или как ее еще называют - свобода мнений - это священная корова в либеральной Германии. Поэтому реальность всегда вступала в противоречие с параграфами закона и статья была мертвой.

Все тот же Der Spiegel Online опубликовал на днях большое интервью со специалистом по медиаправу Марком-Оливером Сроке, который специализируется именно на таких пограничных случаях выступлений в прессе. Сроке заявил, что, несмотря на явные оскорбления в адрес Эрдогана, он считает их допустимыми в сатире и не верит в приговор.

Сейчас ситуация такова, что дело находится в прокуратуре Майнца и в суд пока не поступало. Сначала журналисты в Германии оценивали шансы того, что Эрдоган выиграет иск, как нулевые. Но вчера немецкая газета Zuddeutsche Zeitung, написала, что Бёммерман отказался подписать заявление с обещанием не повторять таких выходок. То есть комик, образно говоря, полез в бутылку, и, как заключила газета, теперь суда, скорее всего, не избежать.

Интересно, каким будет финал этой истории, ведь свобода выражения мнений гарантируется конституцией ФРГ. К тому же, согласно опросам общественного мнения, 77 процентов жителей Германии считают это расследование неуместным.

Можно посмотреть и на историческую ретроспективу. В 1973-1974 годах немецкая прокуратура проводила такое же расследование против западно-немецких маоистов, оскорбивших Леонида Брежнева. И тогда это расследование закончилось ничем, заложив тем самым основы поведения немецкой фемиды с делами по этой статье.

Да что говорить, если даже в ГДР существовала негласная установка за свободу слова не судить. Ни один из писателей-диссидентов при Эрихе Хонекере не был брошен в тюрьму.

Так что нынешний процесс над Яном Бёммерманном интересен со всех точек зрения. Правда, нельзя исключать, что тут будет как в старой восточной сказке про Ходжу Насреддина: кто быстрее умрет - либо осел, либо падишах. По крайней мере, вчера в Москве с большой дискуссией по приглашению авторитетного фонда Фридриха Науманна выступил патриарх немецкой политики Герхарт Баум, бывший министр внутренних дел Германии в правительстве Геншера. Он дал очень смелый прогноз о том, что Эрдоган надолго не задержится на своем посту. Это высказывание г-н Баум в ходе своего выступления повторил даже дважды. А если предсказание сбудется, то и суд над немецким сатириком могут намеренно подзатянуть.