- Сегодня преподавание какого бы то ни было предмета просто немыслимо без использования IT, - считает Илья Зворыкин, методист Нижегородского института информационных технологий (НИИТ). - Я уж не говорю о такой дисциплине, как, например, робототехника. Без азов программирования школьнику здесь не обойтись.
С этим утверждением никто из собеседников спорить не стал, дискуссия развернулась вокруг степени внедрения IT в образовательный процесс.
- Если процесс идет, лучше его возглавить, - говорит учитель литературы нижегородского лицея №40 Наталья Зимина, имея в виду увлечение компьютерными технологиями современных детей и вовлечение их в работу с информацией, получаемой из Сети. - Задали, например, на дом сочинение. А у ребенка в голове сидит: "Зачем утруждать себя? Все найду в Интернете и спишу". Мы, конечно, стимулируем авторский подход к работе, но многие ученики все-таки используют современную технологию во вред себе. Но есть и такие ребята, которые обращаются к Сети как к вспомогательному ресурсу - здесь я вижу только пользу. К тому же сейчас в школьной программе многие темы только обозначены, поэтому для шапочного знакомства с ними лучшего инструмента, чем Интернет, не найти. Благодаря современным технологиям удобнее стало готовить, например, презентации.
- Современные IT с одной стороны помогают, а с другой - мешают, - дополняет коллегу педагог-историк нижегородской гимназии № 13 Светлана Скатова. - Скорость обработки информации, поступающей сейчас зачастую в формате SMS, подталкивает ребят к аналогичному восприятию учебного текста: прочитали первый абзац и думают, что уже усвоили материал. Но в то же время - что творят ученики при помощи компьютерных технологий! Инфографика, рисунки и многое другое по теме - без IT это было бы невозможно. Однако живой диалог на уроке тоже никто не отменял: необходимо разумное сочетание традиционных и новых технологий в преподавании.
На уроках, по мнению Натальи Зиминой, нужно находить золотую середину, сочетая и то, и другое: к примеру, обыкновенное чтение вслух, художественное слово способно заставить прислушаться к нему даже хулигана.
- Не более 15 минут я уделяю IT на своих уроках, сочетание информатики и математики дают прекрасный результат, - делится опытом Мария Выродова, учитель математики нижегородской школы № 7. - Но свыше четверти часа - уже перегруз. У некоторых учеников, злоупотребляющих гаджетами, наблюдаются проблемы с речью: выходят к доске и не могут сформулировать мысль.
Преподаватель английского языка школы № 42 Альфия Мухарлямова сравнила традиционную педагогику с хорошим художественным фильмом, а основанную на современных IT - с блокбастером.
- Но совмещение технологий - это то, что нужно, - считает она. - Вот вам виртуальная экскурсия по почти настоящему Лондону, вот почти живая англичанка, которая общается с вами.
Ольга Андреева, заместитель директора НИИТ, подтвердила, что для преподавателей английского языка разработано множество IT-приложений.
- Но не все хорошие бесплатны, - сообщила она. - Вопрос в том, кто за них заплатит, чтобы использовать в школе.
Андрей Тарасов, депутат Законодательного собрания Нижегородской области, подчеркнул, что наряду с овладением современными технологиями школьнику необходимо усваивать и знания, держать информацию не только на флешке, но и в голове.
- Современные дети легко могут найти любую информацию в Интернете, - говорит он. - А если вдруг молодой человек окажется там, где нет доступа в Сеть? Без знаний он не интересен окружающим, некомпетентен. Кстати, этим летом мы планируем в одном из лагерей отдыха провести IT-смену для старшеклассников, чтобы научились программировать. Не исключено, что такие же сборы организуем и для учителей.
За итоговую "резолюцию" все участники круглого стола проголосовали единогласно: без IT образовательный процесс сегодня немыслим, но необходимо разумное сочетание традиционных и цифровых методик.