Напомним, система взимания платы за проезд большегрузных автомобилей "Платон" (ПЛАта за ТОНну) массой более 12 тонн заработала в середине ноября прошлого года и сразу вызвала активные протесты в среде дальнобойщиков. Между тем на публичные слушания в здание на Сенатской площади никто из них не пришел.
- Я лично никого не приглашал, - пояснил журналистам депутат Юрий Синельников - Мы рассматриваем непростые вопросы, нужны ли здесь эмоции?
По существу вопроса он пояснил судьям, что заявители считают "Платон" незаконным взиманием налога, поскольку в соответствии со статьей 57 Конституции РФ налоги и сборы устанавливаются исключительно законами. Кроме того, административная ответственность устанавливается также за деяния, которые законом не предусмотрены.
Отметим, что на этой неделе КС РФ рассматривает уже второй вопрос о введении взносов, которые депутаты расценивают как скрытый налог. До этого изучалась конституционность взимания платы за капитальный ремонт, и полномочный представитель президента РФ в КС Михаил Кротов вчера задал сакраментальный вопрос: "Почему депутаты Госдумы не ставят вопрос о конституционности закона, когда его принимают?" По мнению представителя правительства Михаила Барщевского, именно потому, что в 2016 году состоятся выборы.
- Мы все очень любим справедливость, - добавил он, - хотя абсолютная справедливость недостижима, так же как и абсолютная истина. Но порядок, который вводит "Платон" - в то время как раньше человек на "Жигулях" платил столько же, сколько владелец большегруза - это движение в правильном направлении.
Что касается юридических нюансов вопроса, то здесь аргументы сторон, принявших и подписавших оспариваемый акт, были примерно одинаковы. Взимание платы за проезд по дорогам федерального значения в возмещение вреда нельзя считать налогом, поскольку налог - в соответствии со статьей 8 Налогового кодекса РФ - должен обладать признаками обязательности, безвозмездности, индивидуальности и отсутствия целевого назначения. В то время как платежи в системе "Платон" направляются исключительно в Федеральный дорожный фонд. Кроме того, платеж носит возмездный характер, так как дает возможность проезда по федеральным автодорогам общего пользования в пределах уплаченной суммы, а его неуплата не влечет за собой принудительного взыскания, как в случае налоговой недоимки.
- Протяженность маршрута - единственный критерий индивидуальности платежа, - указал представитель от Совета Федерации Петр Кучеренко. - Платеж будет одинаковым для автомобиля массой 18 и 48 тонн, хотя они несопоставимы по нанесенному вреду.
О технических недоработках системы на заседании КС РФ говорили немало. По мнению депутата Синельникова, система слишком дорогостоящая - электронные рамки, мобильные группы, выплата концеденту от государства, которая якобы составляет 10,6 миллиарда рублей ежегодно. В свою очередь, Михаил Барщевский отметил, что у грузоотправителя есть выбор: использовать большегруз и "Платон" или другую систему перевозок.
КС РФ еще раз изучит доводы сторон и оспоренные законодательные акты в закрытом режиме. О дате провозглашения решения будет объявлено дополнительно.