14.04.2016 17:36
    Поделиться

    Валерий Кичин: Новому "Экипажу" чувство меры только повредило бы

    Закончился показ для прессы фильма Николая Лебедева "Экипаж", который многие считают ремейком популярнейшего фильма Александра Митты, взорвавшего экраны страны в 1979-м.

    Сегодня, 14 апреля, пройдет и официальная премьера. А 21 апреля картина появится на экранах страны - в 3D, в 2D, в формате IMAX и во всех возможных суперновых звуковых форматах. И это правильно, потому что фильм Лебедева - увлекательная, шокирующая, захватывающая, полная нешуточного нервного напряжения азартная игра. Но она основана на абсолютной реальности всего, что происходит на экране. Просто эта реальность сконцентрирована до предела, возможно, даже сверх предела - по принципу, о котором писали Ильф-Петров: быстро, еще быстрее, быстро, как только возможно, и все-таки еще быстрее. Ильф-Петров над этим принципом смеялись, а зрителю не до смеха: идет переживание до полной гибели всерьез.

    Но это не только высококлассный, высокотехнологичный, мастерски придуманный и построенный аттракцион, совсем нет. Это серьезная сшибка характеров - очень сильных и ярких, которым дано проявиться в бытовых, забавных, драматических и экстремальных ситуациях. Это драматургически точно и логично (с очень немногими сбоями) проведенное развитие этих характеров и отношений. Это прекрасное чувство жанра, присущее режиссеру: он нигде не впадает в заумь артхауса и нигде не пересекает линию, за которой начинается попса. У него хороший вкус, хотя азарт игрока сметает само понятие о чувстве меры - да оно здесь, вероятно, только бы повредило.

    Данила Козловский еще раз подтвердил репутацию лучшего сегодня актера. Его главная дуэль на экране - с первым пилотом, которого играет Владимир Машков. Много актерских открытий, в первую очередь - неотразимая литовская актриса Агне Грудите в роли пилота и, понятно, будущей любви героя. Много нового узнаешь о закулисье летного дела. Что же касается технической стороны - думаю, она беспрецедентна. Фильма-катастрофы такого масштаба не было не только в нашем, но, по-моему, и в зарубежном кино. Рядом могу поставить только "Титаник".

    Можно полностью отмести расхожую версию о том, что это ремейк замечательного "Экипажа" Александра Митты. В такой же мере "Титаник" можно назвать ремейком "Приключений "Посейдона". Конечно, и там, и там тонет корабль, и там, и там самолетом спасают гибнущих в огненном аду людей. Но этим сходство и заканчивается: перед нами другой сюжет, хотя фильм Митты несомненно стал вдохновляющим примером. Лебедев только отвешивает нашей киноклассике несколько изящных поклонов: повтором какого-то фабульного поворота, приглашением былой стюардессы на роль многоопытной аэропортовской начальницы... Но в главном, повторяю, это другие человеческие конфликты и другая, рассчитанная уже на современные возможности кино, история.

    Николая Лебедева можно поздравить: автор "Звезды", "Волкодава...", "Фонограммы страсти", "Легенды № 17" набирает взлет от фильма к фильму. Еще задолго до начала собственно катастрофы, одним только стремительным развитием человеческих конфликтов, он задает "Экипажу" такой саспенс, что невольно вспомнишь заветы Хичкока. Ну, а потом успешно соревнуется с Камероном, причем по размаху событий и уровню сердцебиения в залах его, по-моему, даже перекрывает.

    После фильма я подумал, что это очень хорошо, но повторить такой зрительский опыт я бы не хотел. Прошло три часа - и я понял, что меня неудержимо тянет снова пережить этот кошмарный и захватывающий сон наяву, ощутить это буйство стихий, обжечься этими лавовыми потоками адреналина. И встретиться опять с этими настоящими, без мелочевки, людьми.

    Поделиться