Инициатором изучения вопроса стал Ленинградский окружной военный суд, в производстве которого находится дело старшего прапорщика Виталия Алексеева из Новгородской области. Алексееву официально присвоен статус ветерана боевых действий, и в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и "О государственной социальной помощи" полагается ежемесячная денежная выплата. Однако старший прапорщик продолжает нести службу, в связи с чем руководство подразделения посчитало правомерным удерживать с этой суммы НДФЛ. Основанием для такого решения послужила позиция Федеральной налоговой службы, которая в свою очередь ссылается на Налоговый кодекс РФ: статья 217 содержит исчерпывающий перечень выплат, которые не подлежат налогообложению, и выплата ветеранам боевых действий в нем не значится.
Великоновгородский гарнизонный суд встал на сторону Алексеева, исходя из сути выплат ветеранам боевых действий, которые "носят компенсационный характер и направлены на поддержание прав и социальных гарантий граждан". Однако судебное разбирательство продолжилось в окружном суде по апелляции военных. Позиции Налоговой службы и Пенсионного фонда РФ, полученные по запросу суда, носят прямо противоположный характер, в связи с чем и потребовались разъяснения КС. Тем более, что в производстве ЛОВС находится еще три аналогичных дела по заявлениям старшего прапорщика Владимира Комаровского, подполковника Эдуарда Метелкина и майора Гаджи Магомедова.
- Установлена ситуация, при которой в случае, если бы Алексеев не являлся военнослужащим и получал ежемесячную денежную выплату как ветеран боевых действий через отделение Пенсионного фонда субъекта РФ, то налог с этой выплаты у него не удерживался, - такое пояснение содержится в запросе окружного суда, усмотревшего в ситуации нарушение конституционного принципа равенства перед законом и судом.
Изучив материалы дела, судьи согласились с тем, что в действующем законодательстве имеется терминологическая неопределенность: наряду с понятием "государственные пособия" встречается термин "пособия", а термины "выплаты", "компенсации", "компенсационные выплаты" используются в правовых нормах различной отраслевой принадлежности в разном значении.
- Кроме того, действующее законодательство не содержит системной классификации выплат и компенсаций, назначаемых лицам, признаваемых государством нуждающимися в силу состояния здоровья, возраста, особого статуса и других обстоятельств в повышенной социальной защите, - указали судьи. - Это приводит к неопределенности правового регулирования и неоднозначному пониманию положений статьи 217 Налогового кодекса РФ при решении вопроса о налогообложении выплат, предоставляемых гражданам за счет бюджетных ассигнований в качестве меры социальной поддержки.
Неопределенность сложившегося правового регулирования подтверждается и практикой правоприменения, поскольку НДФЛ удерживается с работающих получателей по месту службы и не удерживается с пенсионеров, которым деньги перечисляют через Пенсионный фонд.
К различиям приводит также свободный выбор получателей: полная выплата в денежном выражении или перечисление части на финансирование социальных услуг. Таким образом, положения статьи 217 НК РФ не соответствуют Конституции РФ, поскольку устанавливают "различный правовой режим налогообложения для одной и той же выплаты в зависимости от формальных, не связанных с ее правовой природой критериев, и нарушается принцип равенства лиц, относящихся к одной категории".
- Федеральному законодателю надлежит внести в статью 217 НК РФ необходимые изменения в соответствии с настоящим постановлением, - указал КС РФ. - Впредь до внесения соответствующих изменений положения статьи 217 Налогового кодекса не могут служить основанием для обложения налогом на доходы физических лиц ежемесячной денежной выплаты, установленной для ветеранов боевых действий.