Новости

15.04.2016 16:45
Рубрика: Культура

Взглянуть на жизнь сквозь "Дядюшкин сон"

"Дядюшкин сон" в севастопольском театре имени Луначарского ставит режиссер Василий Сенин. Костюмы и свет для спектакля создают именитые театральные художники Фагиля Сельская и Сергей Мартынов. Сценографию - художник театра Наталья Лось. Перед премьерой, намеченной на 27 и 28 апреля, бывший худрук псковской драмы, лауреат театральных премий, автор многих постановок в столичных и провинциальных театрах открыл "РГ" секреты нового спектакля.
Василий Сенин: Впервые работаю с Достоевским. Фото: Анатолий Меведь/РГ Василий Сенин: Впервые работаю с Достоевским. Фото: Анатолий Меведь/РГ
Василий Сенин: Впервые работаю с Достоевским. Фото: Анатолий Меведь/РГ

Как родилась идея поставить спектакль в Севастополе?

Василий Сенин: Я давно не был в Крыму и ничего не знал о театре в Севастополе. Меня пригласил главный режиссер театра Луначарского Григорий Лифанов. Я понимал, что, принимая предложение работать в Севастополе, вызову упреки и привлеку к себе повышенное внимание. Это уже был вызов моей внутренней свободе. Я сам выбрал материал для работы с севастопольцами, на выбор повлияло мое ощущение проблемных вопросов времени и страны, в которой я живу. Если творческая интеллигенция города готова посмотреть на собственную жизнь сквозь текст Достоевского - это важный гуманитарный опыт, в котором я готов участвовать.

Почему выбор пал на "Дядюшкин сон"?

Василий Сенин: Впервые работаю с этим автором, долго не решался. А в Севастополе природа актеров, ситуация в театре и сам город подвели меня к тому, что именно Достоевский, тексты которого полны страстей, боли, проблем и вечных вопросов, будет понятен и интересен. Для меня важна тема сна, ведь многие живут как во сне, не осознавая этого. Это повесть о женщине, которая стремится добиться счастья всеми возможными способами. Так и мы уверены, что мы разумны и рациональны, а если остановиться и посмотреть со стороны, окажется, что это уверенность сумасшедшего. Мне важно поставить спектакль, где люди поняли бы, что они смеются над чем-то очень узнаваемым, похожим на их размышления о себе и своей жизни.  

И этот мотив будет понятен крымским зрителям?

Василий Сенин: Мне было бы очень интересно побывать на обсуждении спектакля с ними. Перед нами история матери, которая желает счастья дочери, не спрашивая, хочет ли она этого. Можно ли сделать человека насильно счастливым? Мне кажется, это актуально сейчас для Крыма. Когда я работал в Загребе, сербские актеры первый раз после войны приехали в Хорватию с гастролями. И после спектакля люди театра вместе встретились в клубе театра, который раньше был бомбоубежищем. Это то же самое, как если бы сейчас в Севастополь приехал на гастроли киевский Театр имени Ивана Франко. Разве не сон нашего разума, что мы этого не допускаем? Многое сведено к проблеме «черное – белое», «патриот – враг», но есть еще и люди со своим отношением. Главный вопрос моего спектакля: стоит ли провести жизнь во сне? Жить иллюзорными надеждами, оказаться узником своих мечтаний гораздо страшнее, чем принять себя и начать жить свою жизнь.

Как вы полагаете, какое будущее у севастопольского театра?

Василий Сенин: Мне приятно работать здесь, коллектив и руководство театра создают среду, благоприятную для творчества. В самом городе сейчас, по моему мнению, этой среды недостаточно, возможно, она утрачена, возможно, она существует, но недостаточно проявлена. Поэтому театр очень ярко выделяется в культурном ландшафте. При этом внимание зрителей есть, я вижу это по полным залам. Но меняется качество интереса. Это нужно чувствовать. И актеры здесь чувствуют смену этого качества, они хотят идти дальше и вести своего зрителя за собой. С ними я работаю с удовольствием, они талантливы, своеобразны, непредсказуемы в своих поступках. Они понимают, что у людей, которые посещают театр, возникает потребность не в уходе от реальности, а в совместном размышлении и интеллектуальном развлечении.

Культура Театр ЮФО
Добавьте RG.RU 
в избранные источники