17 апреля "Дубль дв@" начнет показ фильма "Находка"

"Находка" - режиссерский дебют Виктора Демента, по первой профессии актера, потом - документалиста, а потом - выпускника режиссерской мастерской Марлена Хуциева.

Выбрав повесть Тендрякова, дебютант шел на риск: посетители кинотеатров слишком прикипели к "экшн" и разучились всматриваться в "фильмы состояний", могут заскучать. Рассказ идет об инспекторе рыбнадзора Трофиме Русанове. Жизнь он ведет размеренную, неторопливую, рассекает моторкой гладь озерного края, отлавливает браконьеров и сдает куда надо "рапортички". А главный сюжет связан с пересмотром всех его жизненных принципов - словно из замороженного истукана вдруг вылупился новый человек.

Тендряков взял типичный для эпохи характер: его Трофим образцовый советский человек - установленные правила принимает буквально и на их страже стоит бдительно. Он классово ненавидит каждого, кто пытался внести в эту омертвевшую систему что-то не предусмотренное регламентом, живое. Обжить этот суровый мир. Ушицу сварить. Поросяток завести. Он это все тщательно отслеживает - во всем ищет непорядок, бдит. Он этим живет - словно хорошо выдрессированная собака-ищейка, служит невидимому хозяину, закону, принципиально отделенному от живых людей.

Так и существует, всеми ненавидимый волк-одиночка. Пока не откроется ему вдруг, что из правил, которые он охраняет, все человеческое тщательно выскоблено. Что, живя по закону, выжить в России невозможно - вот и живут "по понятиям". Это для системы удобно: люди всегда "на крючке", любого бери голеньким. Но пока не придет пора  - все молчат, все играют в необъявленную игру. Это сугубо российская наука, чужим не понять, но она так въелась в нашу жизнь, что беззаконие само стало законом. И вот как раз начетчик Трофим не понимает. И главный сюжет фильма - процесс прозрения. И первый толчок ему даж найденный в тайге живой комочек...  толчком для душевного переворота стала, по Достоевскому, слеза ребенка. Человеческая трагедия, с которой он, всеми ненавидимый волк-одиночка, столкнется лицом к лицу.

По жанру - это "фильм выживания". Выдающаяся работа оператора Андрея Найденова погружает нас в марсианский, по Тендрякову - "обморочно неподвижный" пейзаж. Этот природный космос равнодушен к нашим драмам, в нем человек одинок. Да и людской мир здесь являет изначальную жестокость, свой космический холод.

Но все же главный сюжет - оттаивание человека, возвращение его сердцу дара сочувствия. Этот фильм косвенно спорит с распространившимся в искусстве убеждением, что человек изначально порочен, что его нужно держать в узде и страхе - а свобода вредна для простого народа, как сказано в одном хорошем спектакле. Тему повести Тендрякова можно трактовать и шире: Трофим - это фактически тип вертухая, верного пса режима. От него тянутся нити к бесчисленным охранителям режима с пустыми глазами и обостренным, как у овчарки, нюхом.

Оценим мастерство режиссера-дебютанта. Он работает с высокой литературой, а там главные средства - слово, выразительный, "говорящий" пейзаж, точный эпитет. А кино искусство конкретное, и если в нем пейзаж заговорил - это редкая удача, виват оператору. У Виктора Демента и его оператора замороженная тайга с ручьями, дальним предвестием весны, - один из главных героев картины.

Кроме того, режиссер полагается на актера, исполняющего роль Трофима - большую часть картины ему предстоит держать внимание зала в одиночку. Успех этого фильма - это в немалой степени успех Алексея Гуськова, который может быть убедительным и Папой Римским, и дирижером симфонического оркестра, и вот таким высеченным из камня Трофимом. У него такая фактура - универсальная, глубокая, чуткая. И ему удается с филигранной тонкостью передать почти не слышные шевеления души, которые предвещают излечение, как те зимние ручьи - весну. За эту роль актер удостоен наград многих фестивалей, включая призы в Благовещенске и французском Онфлере.

Справка

Режиссер фильма Виктор Демент окончил ГИТИС (актерский факультет, мастерская Евгения Лазарева), играл в театрах и на ТВ.

Снимал документальные фильмы, окончил мастерскую Марлена Хуциева во ВГИКе.

"Находка" - его дебют в полнометражном игровом кино. Призы за сценарий конкурса "ЭКС_ЛИБРИС" и за лучший проект фильма на рынке копродукции в Берлине.