"Тотальный диктант" в Москве прочли Ирина Белых, Василий Уткин и другие известные люди

Миллионы взрослых россиян по всей стране сегодня сели за парты: всех объединила традиционная акция "Тотальный диктант". До самого последнего момента его текст оставался засекреченным даже для дикторов - выдающихся спортсменов, шоуменов, ученых и политиков.

"Тотальный диктант", напомню, россияне пишут уже в 13-й раз. В этом году организаторы выбрали отрывок из еще не опубликованной книги популярного детского писателя Андрея Усачева. Может, и сложность "детская"? Как бы ни так. Автор пишет, что называется, "вкусно", простыми словами, но в тексте много сложных синтаксических конструкций. Много слов, которые в современной жизни мы практически не употребляем. К тому же профессиональные филологи специально усложнили избранный отрывок рассказа об истории Олимпийских игр. Да и объем текста значительный - 289 слов, в то время как в школе обычная норма - 200 слов. Читали диктант выдающиеся общественные деятели. Например, в Москве среди "диктаторов" оказалась прославленная Олимпийская чемпионка, депутат Госдумы Светлана Журова и ее коллега по парламенту Ирина Белых.

- Я по специальности учитель, но вот уже 10 лет занимаюсь государственной деятельностью, - рассказала Ирина Белых. - Поэтому чтение диктанта - навык знакомый, но очень важно было выбрать удобный для всех участников темп. Ощущения - уникальные: на диктант пришли люди всех возрастов. Например, многие пятиклассники пришли  с родителями, писали диктант и пенсионеры.

..."Помолясь, начнем",  - так в университете управления правительства Москвы напутствовал участников "Тотального диктанта" популярный спортивный комментатор Василий Уткин. Новый для себя жанр - дикторское чтение - известный журналист превратил в искрометный жанр. И в вузовскую аудиторию пришли на диктант не только студенты. С позволения устроителей "диктатор" дал аудитории две подсказки своим великовозрастным "школярам": Эллада пишется с двумя "л", а перипетии - с буквой "и" посередине. И еще "спортивный" диктор потрясающе интонировал: театральные паузы тоже служили своеобразной наводкой, где поставить запятую, а где - тире. Многие участники диктанта давно отвыкли писать ручкой и поспеть за чтецом не всегда могли. И тогда  30-летние москвичи, словно восьмиклассники, поднимали руку с просьбой повторить фразу. Василий терпеливо повторял и подбадривал. "Богатые могли позволить себе дорогостоящее оборудование, а бедные нет", - читал он авторский текст, а потом вставлял свою, чисто уткинскую, ремарку: "А еще бедные очень медленно писали". Быстро  разоблачал и торопыг: "Что, на "Зенит" - "Спартак" спешите?".

Сдав работы, многие взрослые участники диктанта бросились к онлайн-словарям. Возле аудиторий спонтанно возникли  кружки "любителей словесности":  москвичи перебирали сохранившиеся в памяти правила родного языка и хотя бы приблизительно пытались предугадать свой результат. Кстати, официально оценки объявят после 20 апреля. А до этого на вебинаре  организаторы проведут разбор ошибок: главное ведь не пятерки, а знание  родного языка.