18.04.2016 00:42
    Поделиться

    Необходимость налоговой реформы нависла над нефтегазовой отраслью

    Сегодняшняя система налогообложения нефтегазовой отрасли, давшая в период высоких цен на углеводороды хорошие результаты в виде многомиллиардных поступлений в бюджет, на нынешнем, не столь благоприятном этапе может превратиться в тормоз для инициатив нефтегазовых компаний по разработке новых технологий и применению передового оборудования, способных существенно нарастить объемы нефтегазодобычи.

    Руководитель управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин заявил "РГ", что нынешняя система, основанная на налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также на экспортной пошлине, вводилась для обеспечения максимально простого и прозрачного налогового администрирования. Она позволяет рассчитывать на надежное и предсказуемое пополнение бюджета в период стабильной добычи и устойчивых цен. Но у нее есть две фундаментальные проблемы. Во-первых, это искажающее воздействие на стимулы нефтегазовых компаний к инвестициям, поскольку не учитываются различия в издержках компаний на разработку разных месторождений, что становится актуальным в последние годы из-за необходимости освоения все более сложных залежей и применения все более дорогостоящих методов разведки и добычи.

    "Для преодоления этой проблемы был введен огромный массив различных льгот, что, с одной стороны, смягчило проблему, но, с другой стороны, существенно снизило те самые выгоды от простоты администрирования", - сообщил эксперт. Второй проблемой, которая обострилась в период бюджетного дефицита, является встроенное в систему сокращение налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор при снижении цен на нефть, считает Курдин. С одной стороны, это правильно, поскольку обеспечивает поддержку отрасли при резком ухудшении внешней конъюнктуры, но с другой - основное бремя теперь ложится на бюджет и у государства появляются сильные стимулы к тому, чтобы эту ситуацию поменять.

    Акцент: Действующая налоговая система не учитывает различия в издержках компаний на разработку разных залежей

    Александр Курдин отметил, что под влиянием экономической ситуации уже были введены чрезвычайные меры для пополнения бюджета в 2016 году. Это сохранение повышенной ставки экспортной пошлины на нефть вопреки ранее утвержденному графику реализации налогового маневра, а также повышение НДПИ на газ и газовый конденсат для "Газпрома". Введены повышенные акцизы на бензин и дизельное топливо. Каждая из этих инициатив обеспечит поступление в бюджет 100-200 миллиардов рублей ежегодно. Это смягчает дефицит, однако не меняет ситуацию в корне. Соответственно, не исключены более радикальные инициативы.

    "Можно ожидать, что в среднесрочной перспективе будет продвигаться сценарий постепенной замены действующей системы на налогообложение финансового результата, - подчеркнул Курдин. - Ситуация в краткосрочной перспективе будет зависеть от конъюнктуры. Если цены на нефть поднимутся в диапазон 40-50 долларов, то позиция о приоритете стабильности налоговой системы может победить. Но в более сложных условиях не исключено принятие хотя бы временных мер по повышению налогов на отрасль".

    Цифра: 49 процентов в стоимости бензина АИ-92 составляют налоги

    Председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный заявил "РГ", что отрасли необходима адекватная оценка экономической рентабельности проектов нефтегазодобычи. "С января вступила в действие новая классификация запасов углеводородов, учитывающая не только объемы залежей, но и коммерческую рентабельность извлечения ресурсов, - сказал он. - Это даст государству возможность и инструменты оценки и влияния на рациональную разработку углеводородов для вовлечения в разработку нерентабельных запасов, приведет в соответствие научную и фискальную классификацию запасов, в первую очередь по ТрИЗ, будет способствовать привлечению инвестиций".

    За последние несколько лет, отметил парламентарий, был принят ряд законов, которые стимулируют разработку труднодоступных месторождений, шельфа. Но этого недостаточно. Необходимо изменение системы налогообложения, внедрение прогрессивных механизмов налогообложения по финансовому результату. Ведь при существующей системе все риски разработки месторождения лежат на инвесторах. При обложении по финансовому результату они делятся между инвестором и государством.

    Генеральный директор ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" Игорь Шпуров по итогам форума "Трудноизвлекаемые и нетрадиционные запасы" отметил, что отношение добывающих компаний к получению налоговых льгот на добычу из ТрИЗ нужно менять. Основной целью предоставления льгот должно стать создание новых технологий, позволяющих экономически эффективно разрабатывать трудные залежи.

    "Это поможет решить ряд проблем по освоению ТрИЗ, - подчеркнул Игорь Шпуров, - например, замещению на отечественные особо дорогостоящих зарубежных технологий и оборудования. Ведь сейчас российская промышленность не предлагает в широком масштабе необходимые технологии, хотя многие технологические решения находятся в стадии опытной отработки и усовершенствования".

    Поделиться