18.04.2016 00:44
    Поделиться

    Использование золошлаков в строительстве поможет сэкономить госбюджет

    В крупных городах России, теплоцентрали которых работают на угле, все более обостряются экологические и финансовые проблемы, связанные с хранением золошлаков. В Омске, например, золотовалы ТЭЦ уже превратились в самую настоящую проблему. И хотя существуют эффективные способы решить эту сложную задачу и при этом существенно экономить государственный бюджет, рукотворные "Альпы" продолжают расти.

    По данным Сибирской автодорожной академии, в настоящее время на угольном топливе работают более 170 отечественных ТЭЦ, которые ежегодно образуют около 23 - 24 миллионов тонн золошлаков. И это при том, что ученые уже придумали около трехсот технологий полезного и выгодного их применения.

    В Англии, Германии, Италии, Франции, например, есть льготы для бизнеса, использующего золу, и введены запреты на использование других, более дорогих строительных материалов - грунта, песка. В этих странах почти сто процентов золы идет в дальнейшую переработку, в Польше перерабатывают свыше 80 процентов, в Китае - почти 70, но лидером является Германия, которая перерабатывает всю произведенную золу. Золоотвалы индийских ТЭЦ ежегодно прирастают на 200 миллионов тонн, 100 идет в дело. Россия в этой сфере существенно отстает от ведущих держав.

    - Объясняется это отсутствием экономического регулирования потребления ЗШМ, - считает генеральный директор ТГК-11 Сергей Кожемяко. - Между тем, золошлаки - это настоящий клондайк для многих перспективных и экономичных технологий. Нужны только льготы для бизнеса, чтобы они отдали свое предпочтение именно этому материалу, как это было, например, в Москве, когда строили окружную дорогу.

    По данным ученых, только в строительстве существует более десятка перспективных технологий. Золу можно с успехом применять в производстве цемента, растворов, сухих смесей, строительных блоков. Из ЗШМ получается отличный кирпич, а также дорожная одежда. Причем применение золы существенно удешевляет бюджет, ведь она на два порядка дешевле того же песка и грунта.

    Стоит сказать, что омские ТЭЦ исторически ориентированы на поставки экибастузского угля, имеющего большую зольность, однако их перевод на иные виды топлива, по мнению экономистов, невыгоден, поскольку повлечет огромные дополнительные затраты и в конечном счете ударит по кошельку потребителя. Тем временем обустройство золоотвалов и соблюдение современных экологических стандартов также требует все более значительных расходов.

    Использование золошлаков в строительстве существенно сэкономит государственный бюджет

    - За последние семь лет за природоохранные мероприятия нам пришлось заплатить более 1 миллиарда рублей, а вложения в программу обустройства золоотвалов превысили 3 миллиарда, - констатирует Сергей Кожемяко. - Между тем, эти деньги можно было потратить на экологическую модернизацию энергетического комплекса миллионного города.

    Надо сказать, что энергетики Сибири не сидят сложа руки, пытаясь найти применение золошлакам. В частности, на омских ТЭЦ уже действуют установки сухого отбора золы мощностью 220 тысяч тонн, которая идет на производство стеновых блоков и кирпича. Ведутся и другие работы, однако в общей сложности в дело идет не более 20 процентов золы.

    Специалисты полагают, что кардинальное решение проблемы возможно лишь за счет развития таких емких направлений, как дорожное строительство, устройство насыпей, рекультивация полигонов ТБО, карьеров, выравнивание участков под перспективное строительство, в том числе и жилых микрорайонов. Тем более что золошлаковые материалы экологически безопасны. И это давно подтверждено соответствующими государственными сертификатами. Но несмотря на все очевидные плюсы, выгодное дело широкого применения в регионах России так и не находит.

    - Причин несколько, - считает профессор Омского университета путей сообщения Виктор Гаак. - Продвижение новых технологий в условиях уже сложившегося рынка всегда идет непросто. Не стимулирует экономическую заинтересованность в утилизации ЗШМ и существующая тарифная политика. Существенно тормозит процесс отсутствие надлежащей законодательной базы. К тому же о преимуществах использования золошлаков пока знают только узкие специалисты, а общественность пребывает в неведении.

    Тем не менее, ученые и инженеры-энергетики уверены, что работа ТЭЦ может и должна стать безотходной. От применения технологий по использованию золы выиграет и экономика страны, и экология, и в конечном счете население. Ведь и жилье станет дешевле, и земля плодороднее, и воздух чище. А деньги налогоплательщиков, сэкономленные на том же дорожном строительстве, можно будет направлять на решение социальных задач. К тому же отказ от наращивания золоотвалов снизит тарифы на производство тепловой и электрической энергии.

    Еще один важный момент: по сути, речь идет о расширении региональной сырьевой базы и экономии природных ресурсов.

    - Чтобы сдвинуть решение проблемы с мертвой точки, необходим стратегический подход. Консолидация государства, законодателей, общественности, - считает Сергей Кожемяко. - Для того, чтобы процесс пошел, нужны действенные законы, которые обяжут организации закладывать применение ЗШМ уже на стадии проектирования, сделают сферу выгодной для бизнеса. Особенно это важно там, где используются бюджетные деньги. Экономия будет колоссальной. А ТГК-11 готова взяться за реализацию такого пилотного проекта в Омской области.

     

    На правах рекламы

    Поделиться