Специалисты рассказали об особенностях разработки арктических проектов

Разработка арктических месторождений углеводородов и организация в вблизи от них масштабного производства сжиженного газа станет исторической вехой в развитии отечественного нефтегазового комплекса. И природные и геополитические факторы вряд ли смогут этому существенно помешать.

Замгендиректора по производству компании "МРТС" Кирилл Петров отметил, что главная специфика региона - это климатические условия плюс сложности доставки оборудования и выполнения самих работ. Основные требования, которые предъявляет регион: жесткая политика по охранным мероприятиям, требование к контролю качества при выполнении всех строительно-монтажных работ. "Необходимо увязать производственную необходимость с защитой окружающей среды и позаботиться о том, чтобы все требования природоохранного законодательства были учтены еще при разработке проекта и составлении производственного графика, - подчеркнул он. - Кроме того, компаниям приходится самостоятельно приобретать оборудование для уничтожения и переработки отходов".

Еще одна особенность, добавил эксперт, короткий период навигации и нехватка специализированного флота соответствующего ледового класса. Приходится очень тщательно планировать логистические операции по мобилизации техники, персонала и завозу стройматериалов и всего необходимого для работы и жизни в течение 6-8 месяцев. И чтобы браться за арктические проекты, компаниям необходимо иметь ядро подготовленных специалистов, собственную технику. В этом случае можно вести строительство с должным уровнем качества и обеспечивать своевременную сдачу объектов. Благо, что государство создает условия, необходимые для работы в регионе. "Госорганы лояльно настроены, оформляют необходимые документы в срок, чтобы подрядчики не теряли времени в навигацию и своевременно проводили строительно-монтажные работы", - подчеркнул Петров.

Разработка новых технологий для освоения Арктики требует больших капиталовложений с длинным периодом окупаемости

Большой проблемой стал тот факт, что все шельфовые проекты в основном рассчитывались на импортное оборудование. Конечно, в России есть специалисты, достаточный научный потенциал, потребность рынка. Однако разработка новых технологий требует больших капиталовложений и с длинным периодом окупаемости. Поэтому на рынке повисла некая пауза: все в ожидании, куда качнется маятник - в сторону снятия санкций или в сторону их продолжения и получения от государства новых правил игры и гарантий возмещения части расходов на НИОКР.

Проведенный консалтинговой группой "Восток-Запад" опрос крупнейших российских и зарубежных нефтегазовых компаний, принимающих участие в освоении арктических месторождений Ямала, показал, что с отмеченными выше тенденциями и проблемами согласны более 70 процентов участников рынка. В числе проблем игроки отметили высокие капзатраты и удаленность от рынков сбыта, санкционное давление, сложность климатических условий, высокие затраты на транспортное сообщение. Среди практических решений, необходимых для успешной работы и развития бизнеса на Ямале, две трети участников исследования отметили необходимость развития транспортной инфраструктуры. И, что представляется знаковым, 92 процента респондентов согласны, что именно государственная политика развития нефте- и газоперерабатывающей отрасли задает стратегический вектор развития индустрии в ЯНАО. Поэтому особо важным становится своевременное получение информации по реализуемым и планируемым там проектам - этапам строительства, планам по расширению ресурсной и производственной баз, финансированию и инвестиционным проектам.

Гендиректор компании "Ямал СПГ" Евгений Кот на прошедшем в Москве конгрессе "СПГ Россия 2016" рассказал о реализации одного из крупнейших проектов в российской Арктике - строительстве завода по производству сжиженного газа в районе Сабетты. Проектная мощность предприятия составит в 16,5 миллиона тонн в год, поэтапно с 2017 по 2019 год будут вводиться в эксплуатацию три технологические линии. Кроме того, как отметил он, "Ямал СПГ" активно создает транспортную инфраструктуру, которая должна обеспечить логистические потребности создающихся производств.

"В прошлом году введен в работу аэропорт Сабетта, через него уже было перевезено более 160 тысяч пассажиров. Следующим ключевым объектом является грузовой порт Сабетта, который за три года обработал 6 миллионов тонн грузов. Строятся новые причалы. В дальнейшем порт сможет обслуживать не только потребности "Ямал СПГ". Мы рассчитываем, что со временем порт сможет переваливать 50-70 миллионов тонн грузов", - отметил Евгений Кот.

мнение

Александр Курдин, начальник управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ:

Себестоимость добычи углеводородов в Арктике сильно различается в зависимости от климатических условий, ледовой обстановки, глубины моря, транспортной доступности и инфраструктуры. На некоторых неглубоких месторождениях, например на "Приразломном", она может быть ниже 30 долларов за баррель, и даже при нынешних ценах на нефть они могут функционировать и окупать капиталовложения при условии налоговых льгот. Но на большинстве новых месторождений суммарные издержки нефтедобычи будут составлять не менее 40 долларов с учетом транспортировки. Такие проекты находятся в лучшем случае на грани рентабельности. Вместе с этим эта ситуация не навсегда. К началу 2020-х годов, когда добыча в Арктике может стать существенной, конъюнктура, скорее всего, изменится в лучшую сторону. Тем не менее этого будет недостаточно, чтобы обеспечить помимо приемлемой рентабельности компаниям еще и высокие доходы казны. Но нельзя забывать и об иных положительных эффектах, в первую очередь региональном развитии, создании рабочих мест, мультипликативных эффектах в сфере производства оборудования, а также о разработке или адаптации технологий работы в Арктике, которые могут быть востребованы во многих отраслях и регионах мира.