Татьяна Полякова, писательница:
Дача для меня - место исключительно морального отдыха, и отнюдь не потому, что мне чуждо огородничество. Работы хватает дома, и за городом хочется расслабиться. Впрочем, я прекрасно понимаю: существуют фермерские хозяйства, а для кого-то выращивание собственных овощей является просто-напросто эстетическим удовольствием. Поэтому, как ни взгляни на данный вопрос, дача для русского человека - место значимое. Поскольку для дачи нужен участок, а земля, как известно, один из важнейших наших ресурсов, все законы, касающиеся земли, очень важны. Поговорим немного о разрешении строительства на сельхозземлях.
С обывательской точки зрения, данное разрешение логично. Коль скоро дачи все равно возводятся на сельскохозяйственных территориях, запретить это невозможно, да, в принципе, и не нужно - к чему тогда чинить бюрократические препоны? Вместе с тем инициатива вызывает тревожное предчувствие, ибо есть основания полагать, что она даст обратный эффект. Разумеется, пока неясно, как будет выглядеть закон в конечном варианте. Однако я бы серьезно задумалась над тем, что параллельно с ним необходимо создавать реестр сельхозземель, исходящий из параметра, скажем так, их полезности. Допустим, есть территория, окруженная непролазными оврагами или болотом, на которой работы по выращиванию культур никогда не велись и вестись не будут. Почему бы не разрешить там строительство дачного поселка?
В то же время у любой палки есть два конца, и более чем реален сценарий, когда вполне себе развитые сельхозугодья или потенциально пригодная для выращивания земля станут тотально выкупаться теми, кто начнет их использовать в личных целях. Тогда начнутся тяжбы другого рода: не почему я на заброшенной земле не могу построить дом, а почему очередной бизнесмен скосил поле и на плодородной почве построил гостиницу. Таких историй, как известно, и сегодня хоть отбавляй, поэтому надо сделать все, чтобы новый закон не усугубил ситуацию.