Биржевой курс доллара опустился ниже 66 рублей, евро - 74,4 рубля. Укрепление российской национальной валюты происходит на фоне роста цены на нефть марки Brent. Она выросла до 43,77 доллара за баррель на фоне забастовки нефтяников в Кувейте, которые сократили добычу почти на 60 процентов.
Это примерно 1,7 миллиона баррелей в сутки. При этом, по состоянию на март, мировой спрос на нефть превышал предложение на 1,6 барреля.
По замечанию главного аналитика ВТБ24 Станислава Клещева, бастующие кувейтские нефтяники - это ненадолго, но негативный эффект от провалившихся переговоров в Дохе смягчен. "Происходящее в Кувейте является, по своей сути, иллюстрацией тех последствий, с которыми столкнутся монархии Персидского залива в условиях длительного сохранения низких цен на нефть и сохраняющейся привязки курса национальной валюты к доллару США", - поясняет Клещев.
Оскудевший поток нефтедолларов, по его словам, не позволяет придерживаться уже сформировавшихся моделей поведения потребителей. В результате имеется рост социальных протестов, рост нагрузки на бюджет, что в итоге может подтолкнуть власти к девальвации национальной валюты. Отказ от привязки курса национальной валюты к доллару США автоматически приведет к повышению конкурентоспособности нефтедобычи, что способно вновь спровоцировать ценовые войны внутри ОПЕК. Перспектива в долгосрочном плане весьма нерадужная, отмечает эксперт.
Впрочем, он рассматривает произошедшее из-за забастовки сокращение суточных объемов добычи нефти в Кувейте (до 60%) как краткосрочное явление, неспособное привести к ребалансировке рынка в перспективе ближайшего месяца. "Скорее всего, забастовка продлится не более 1-2 недель. Таким образом, выпадающие объемы добычи составят не более 20 миллионов баррелей - величина перекрываемая запасами нефти, находящейся на иранских танкерах", - поясняет эксперт. Принимая во внимание данные о запасах нефти в хранилищах стран-импортеров, сокращение поставок из Кувейта не должно привести к ценовым шокам на рынке. Зато завершение забастовки вновь вернет рынок в состояние устойчивого избытка предложения. Возврат к $39 за баррель Brent остается актуальной целью для коррекции, но ставки на слом развивающегося с начала года восходящего тренда по нефти явно преждевременны, предполагает Клещев.