19.04.2016 00:47
    Поделиться

    Малым авиакомпаниям не по карману купить новые суда

    Экономика не позволяет перевозчикам массово покупать воздушные суда
    Серьезного обновления парка российских авиакомпаний в ближайшие годы ожидать не стоит, уверены эксперты. Избыток предложения на рынке на фоне убытков отрасли, высокая цена на топливо и повышенная стоимость владения самолетами "с завода" делают эксплуатацию пяти-восьмилетних воздушных судов пока экономически наиболее привлекательным.

    Принято считать, что регулярно обновлять флот могут позволить себе только крупнейшие игроки. Но какие авиаперевозчики крупные? Например, авиакомпания "Победа" эксплуатирует 12 воздушных судов, но по итогам работы в первые два месяца 2016 года заняла пятое место среди российских авиакомпаний.

    "Это означает, что любой эффективный перевозчик, имеющий минимум самолетов (восемь штук) при емкости более 150 кресел на борту, может быть значимым игроком рынка по российским меркам. С другой стороны, в Европе, не говоря уже о США, есть авиакомпании, которые в год перевозят пассажиров больше, чем вся российская авиаотрасль. На фоне мировых гигантов сегодня не выглядит карликом разве что группа "Аэрофлот" и, пожалуй, группа S7", - говорит Олег Пантелеев, исполнительный директор отраслевого агентства "АвиаПорт".

    Действительно, некрупных авиакомпаний в России немало. Количество перевозчиков - более 110, но первые 35 перевозят более 99 процентов пассажиров. В то же время авиакомпании не только перевозят пассажиров на магистральных воздушных судах, есть такие, кто специализируется на вертолетных работах, транспортировке грузов, деловых перевозках и так далее. Часть авиакомпаний присутствует в регионах и решает задачи обеспечения транспортной доступности и мобильности населения в условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири.

    "Раньше доля мелких перевозчиков была больше, но после катастрофы в Казани (ноябрь 2013 года), которая обозначила проблему небольших авиакомпаний, были введены запретительные меры. Для выполнения регулярных рейсов новая авиакомпания теперь должна иметь флот как минимум из 8 самолетов. Кроме того, усилен контроль их деятельности, что в итоге вместе с экономической ситуацией привело к уменьшению числа небольших перевозчиков", - говорит Николай Кукушкин, гендиректор Andgo.travel.

    Существующий сегодня на авиарынке уровень конкуренции губителен, так как ведет к огромным убыткам компаний

    Обновлением флота занимаются прежде всего "Аэрофлот" и S7 Airlines. Небольшие перевозчики редко могут позволить себе новые лайнеры. Авиакомпании не покупают лайнеры, они берут их в лизинг. Лизингодателю перевозчик платит деньги за эксплуатацию самолета.

    "Перевозчики стараются обновить флот перед началом высокого сезона. В России - с мая по сентябрь, когда многие летят на отдых. Кто-то может получать по новому самолету раз в неделю целый месяц, а кто-то за несколько дней получит сразу пять самолетов. Все зависит от запросов и потребностей перевозчика", - говорит Николай Кукушкин.

    В 2014-2016 годах авиарынок прекратил стремительный рост, убытки стали увеличиваться. 75 процентов самолетов, полученных группой "Аэрофлот" за 2015 год, - новые, с завода. У остальных авиакомпаний новых только четверть бортов.

    По словам Олега Пантелеева, сейчас на рынке избыток предложения на фоне убытков отрасли, поэтому радикального обновления парка ожидать не приходится. Основные достоинства новых воздушных судов - лучшая топливная эффективность и меньшие затраты на техобслуживание и ремонт, но плата за это - повышенные лизинговые платежи.

    В то же время при нынешнем курсе рубля (значительную часть выручки авиакомпании получают в рублях) и при нынешней цене авиатоплива оказывается, что преимущества самолетов "с завода" отчасти перекрываются повышенной стоимостью владения. А если учесть, что на российском рынке уже хорошо освоен ремонт воздушных судов западного производства, может оказаться так, что воздушные суда в возрасте 5-8 лет будут экономически наиболее привлекательны.

    Крупные зарубежные игроки обновляют флот регулярно. Например, только в этом году авиакомпания Lufthansa Group получит 52 новых самолета, в среднем получается поставка одного лайнера в неделю. "За последние годы на модернизацию авиафлота было направлено 38 млрд евро. Это стало крупнейшей инвестицией за историю компании, в результате которой до 2025 года будет поставлено 272 суперсовременных энергоэффективных лайнера", - говорит Аксель Хилгерс, региональный директор Lufthansa Group в России и странах СНГ.

    Впрочем, по оценкам экспертов, внутри страны иностранные авиакомпании практически не влияют на продажи отечественных перевозчиков. Если говорить о заграничных направлениях, то конкуренция больше ценовая, у российских авиакомпаний все равно больше прямых удобных рейсов в множество городов мира - от Гонконга и Ниццы до Нью-Йорка, и чаще всего пассажиры выбирают отечественных перевозчиков.

    А вот конкуренция среди российских авиакомпаний внутри страны сегодня запредельная. Летом на линии Москва - Сочи может работать десяток авиакомпаний. При этом тарифы вовсе не всегда позволяют работать с прибылью. Некоторые эксперты считают, что существующий сегодня на нашем рынке уровень конкуренции губителен, так как он ведет к огромным убыткам, на уровне десятка миллиардов рублей за каждый зимний месяц.

    "Конкуренция между авиакомпаниями нужна в первую очередь потребителям их услуг, поскольку обеспечивает поддержание цен на низком уровне, особенно если на том же маршруте работает сразу несколько перевозчиков, - говорит Филипп Бринкманн, генеральный директор онлайн-агентства путешествий Tripsta. - Например, до выхода на маршрут Москва - Калининград лоукостера "Победа" самыми бюджетными были билеты в среднем за 7 тысяч рублей. После того как рейсы начала осуществлять дочка "Аэрофлота", цены конкурентов опускались до 5 тысяч. Теперь, когда "Победа" приостанавливает перелеты в Калининград с конца марта, на апрель уже не купить билетов дешевле 7-8 тысяч".

    Впрочем, и государство помогает обновлять флот. Уже реализован пакет мер: субсидирование процентных ставок, субсидирование расходов на подготовку персонала и приобретение запчастей, докапитализация российских лизинговых компаний и другие меры. Эксперты считают, что этого набора инструментов достаточно, чтобы авиакомпании могли при необходимости купить новые российские самолеты.

    Поделиться