Названы условия для возврата нефти к $60 за баррель

Нефтедобывающим странам не удалось договориться в Дохе потому, что их интересы разобщены, и "каждый играет сам за себя". Поэтому эксперты Валдайского дискуссионного клуба предложили созвать саммит не только нефтепроизводителей, но и стран-потребителей.

В Москве прошла презентация англоязычной редакции капитального исследования международных экспертов "Мировая энергетика: 2010-2015", подготовленного с участием российских специалистов.

По словам президента ILS Energy (энергетический консалтинг) Стефана Роха, неудача прошедшей на прошлой неделе встречи в Дохе, на которой страны-нефтепроизводители не смогли договориться  о заморозке нефтедобычи, заключается в том, что каждый участник рынка борется исключительно за свои интересы и пытается увеличить прибыль, исходя из своих возможностей по добыче "черного золота".

Такое положение дел он назвал "войной квот". К примеру, у некоторых стран существует  большой потенциал для увеличения нефтедобычи. Речь о таких странах, как Иран и Саудовская Аравия, а также Россия.

Низкие цены на углеводородное сырье Стефан Рох считает деструктивным, "пугающим" трендом для мировой политики. "Это вызывает нестабильность не только в исламском мире, многие нефтедобывающие страны рискуют лишиться части национального богатства. Достаточно высокие нефтяные цены - гарантия международной стабильности. В частности, миграционный кризис в Европе связан с нефтью", - убежден эксперт.

Он обратил внимание, что сегодня нефть стала политическим оружием, а у нефтяного рынка много нерыночных, политических факторов в ценообразовании. При этом очень мало стран подготовлены в такой сфере, как энергетическая дипломатия, продолжил директор Лондонской школы дипломатии, профессор Джозеф Мифсуд.

Большие надежды он связывает с Россией. Чтобы цены на нефть стабилизировались, Россия как лидер мировой энергетической дипломатии может добиться двух целей, заметил он. Во-первых, необходим созыв саммита, где бы встретились и производители, и потребители. Во-вторых, Россия может стать "мостом" между Саудовской Аравией и Ираном, которые являются политическими противниками. Пока же все нефтепроизводители пытаются играть не то что по своим правилам, а против Ирана, который, добывая 2,5 миллиона баррелей нефти в день, стремится добываться 4 миллиона бочек ежедневно.

В свою очередь, заведующий Центром энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН, профессор МГИМО Игорь Томберг не видит больших перспектив от переговоров России и ОПЕК. А вот если Россия станет "мостом" между Саудовской Аравией и Ираном, пояснил профессор, то эта миссия позволит не только влиять на ценообразование, но и позиционировать себя как великую державу, влияющую на мировую политику. "50-60 долларов - это тот уровень цен, который обеспечит стабильность на рынке", - считает российский эксперт.