19.04.2016 09:55
    Поделиться

    К ЧМ-2018 Ростов ожидает градостроительная перезагрузка

    В ближайшие годы Ростов изменится до неузнаваемости. Центр города сместится на левый берег Дона. Появятся новые "лучи" ростовской агломерации, на развитие которой влияет не только вывод аэропорта за город и приближающийся чемпионат мира по футболу, но даже конфликт на Донбассе. Будущую донскую столицу уже сейчас называют Новый Ростов. Однако после масштабной "перезагрузки" города некоторые старые проблемы в Ростове могут остаться. Есть также опасность и появления новых.

    Звезда Ростова

    К ЧМ-2018 на Дону должен быть построен вместительный стадион, а также международный аэропорт. А новая концепция, заменившая советские градостроительные планы, предусматривает развитие ростовской агломерации за городскими границами по осевым транспортно-коммуникационным "лучам". Главным из них становится новочеркасское направление вдоль трассы М-4 Дон. Причем каркас этого коридора во многом сформирует вынесенный за черту города аэропорт.

    Батайский и азовский "лучи" тоже развиваются довольно активно. Этому способствует формирование городского центра в левобережной зоне и новая транспортная магистраль, связавшая Ростов и Азов. А вот таганрогский "луч" пока практически "не светит". Как оказалось, в числе факторов, сдерживающих расширение Ростова в западном направлении, есть и внешнеполитические.

    - Слабее других развивается таганрогское направление вдоль трассы М-23. Сказывается близость Таганрога к Украине. Но логистика, промышленный и культурный потенциал этого города должны вывести его на уровень крупного самостоятельного центра. А связь Таганрога с Ростовом станет крепче, если использовать скоростное железнодорожное сообщение, - заявил на урбанистической конференции министр строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Николай Безуглов.

    Кроме основных направлений планируется также развивать "лучи" второго порядка: новошахтинский, где строится крупный жилой комплекс Суворовский, и щепкинский, где идет застройка микрорайона Платовский. Впрочем, серьезные изменения намечаются и в Ростове. Например, территория пока еще действующего аэропорта, расположенного в городской черте - а это более 360 гектаров, не останется без внимания девелоперов. Уже сейчас планируемую здесь масштабная застройку специалисты позиционируют как уникальную, причем не только в российском, но и в мировом масштабе. Доминантой нового района станет огромная площадь на базе взлетно-посадочной полосы. При этом на территории старого аэропорта собираются поселить не менее 150 тысяч человек. Новой транспортной артерией хотят сделать маловодную реку Темерник, проходящую через весь Ростов. Сейчас идет очистка реки.

    - Есть идея создать транспортно-ландшафтную ось, которая позволит продолжить велосипедную дорожку, может быть, даже автомобильную дорогу для более комфортного передвижения из Суворовского в центр города, - поделился планами Николай Безуглов.

    Воздух и вода

    Проект нового ростовского аэропорта реализуется с нуля в чистом поле. Кроме того, строительство аэропорта впервые в СССР и России ведется за счет финансирования из трех бюджетов: федерального, областного и частного. Общий объем финансирования составит 37,2 миллиарда рублей. Уже объявлено официальное название международной воздушной гавани - Платов. При этом особо отмечается, что для иностранцев произнести "Платов" будет проще, чем, например, "Шереметьево".

    О том, что аэропорт надо вынести за пределы Ростова, говорили еще 10 лет назад. Изначально планировалось расположить воздушную гавань в районе Батайска. Предполагалось, что там будет проще оформить землю. Но будущий аэропорт окружала бы городская застройка. Кроме того, на этой территории велика вероятность образования туманов. В конце концов эксперты выбрали более подходящее место в Аксайском районе. Некоторая сложность была связана с владельцами 150 земельных участков в зоне будущего аэропорта, но эту проблему удалось решить довольно быстро и мирно.

    - Однако важен не только аэропорт сам по себе, но и территория, которая к нему прилегает. Она скрепляет ростовскую агломерацию с восточно-донбасской, где, кстати, имеется избыточная рабочая сила, а в аэропорту и терминалах будет создано около 20 тысяч рабочих мест, - отметил губернатор Ростовской области Василий Голубев. - Стадион на 45 тысяч мест, строящийся на левом берегу Дона, - это тоже только начало большого проекта. На одном из участков, например, планируется построить концертный зал, ярмарочно-выставочный комплекс, различные спортивные сооружения и жилье.

    Одна из проблем застройки левобережья, расположенного в донской пойме, - весенние паводки. Стройки придется чередовать с созданием водно-рекреационных зон, а каналы и дорожная сеть, которая связывает Ростов и Батайск, должны сдерживать и отводить паводковые воды. Любопытный нюанс: при разработке нового генплана была представлена математическая модель самого неблагоприятного стечения обстоятельств в донской пойме.

    - Просчитывался самый пессимистический вариант: если взрывается водохранилище в Волгодонске и не срабатывает ни один гидроузел, при этом одновременно идет паводок и нагонная волна с Таганрогского залива, - пояснил главный архитектор Ростовской области Алексей Полянский.

    По мнению специалистов, даже при такой невероятной ситуации левобережная зона будущего Большого Ростова выдержит напор стихии.

    Бедный донор

    Впрочем, сейчас архитекторов больше беспокоит другая проблема. Освоение левобережной территории требует немалых затрат, а в непростых экономических условиях, особенно после ЧМ-2018, масштабные стройки трудно будет вести в соответствии с общей концепцией.

    - Есть опасность "замельчить" территорию - от крупномасштабных проектов перейти к мелким, которые будет проще реализовать инвесторам. Но для комплексной застройки левого берега Дона нужно найти общий стиль и баланс. Еще одна проблема: в Новом Ростове могут остаться старые автомобильные пробки. Ведь транспортные коридоры в действующих городских границах по большей части не меняются. Пока решаются локальные проблемы, но ни один транспортный коридор не доведен до логического завершения, - считает Алексей Полянский.

    Ростову остро нужна объездная дорога, но, когда она будет построена полностью, пока неизвестно. В некоторых местах ситуация уже на грани коллапса. Например, на аксайском мосту движение затруднено при прохождении через него 30 тысяч автомобилей в день, а сейчас по этому участку проходит 60 тысяч машин. Спасительное метро тоже остается в столь отдаленной перспективе, что ростовчанам все меньше и меньше верится в реализацию этого проекта.

    Не всех радует и вывод за пределы города аэропорта и других предприятий, например, вертолетного завода, поскольку это может отразиться на муниципальном бюджете. Высказываются даже опасения, что Ростов перестанет быть городом-донором.

    - Когда аэропорт уйдет в Аксайский район, мы потеряем четыре предприятия с серьезной налогооблагаемой базой. По нашим оценкам, город лишится 460 миллионов рублей налогов. Для Ростова это существенная нехватка. Сейчас мы думаем, как ее компенсировать, чтобы город не утратил статуса донора, - говорит глава администрации Ростова-на-Дону Сергей Горбань.

    Кстати

    В Ростове на левом берегу Дона появится первый южнороссийский мультимедийный парк-музей российской истории. При создании экспозиции будут использованы голограммы, интерактивные сенсорные экраны, проекционный купол, видеопанели с трехмерными историческими реконструкциями и аудиогиды. Предполагается, что парк разместится возле стадиона "Ростов-арена". Площадь помещений составит около 5,5 тысячи квадратных метров, на которых одновременно могут находиться до пяти тысяч человек.

    Поделиться