Роль гида в Студии Мансудэ взял приветливый сотрудник, который, как оказалось, закончил факультет английского языка, но по стечению обстоятельств трудится среди художников. "Знаете же, наверное, монумент "Чхоллима" - коня, который покрывает за один прыжок расстояние в тысячу ли? - спросил он меня. - Это стало самой первой работой нашей студии", - начал он экскурсию по комплексу.
Художественная студия Мансудэ начала свою работу в конце 1958 года. Тогда в ней было лишь 20-30 сотрудников. Теперь же это целый комплекс из сорока зданий, в котором трудятся около четырех тысяч человек, 700-800 из которых являются непосредственно "бойцами фронта искусства": художники, скульпторы и другие.
"У нас работа идет по нескольким направлениям: живопись, скульптура, архитектура, керамика, вышивка, резьба по дереву. Приходят к нам выпускники соответствующих факультетов вузов из разных уголков Кореи", - пояснили мне. На вопрос: "А где в КНДР лучшие художники или скульпторы работают?" последовал ответ: "Хвалиться нехорошо, но, пожалуй, это самое престижное место для них в нашей стране".
Созданные сотрудниками Студии Мансудэ творения можно увидеть по всей стране. Это хорошо известные монументы, которые стали своего рода визитными карточками КНДР: 170-метровая башня идей Чучхе, Арка трех хартий или Арка воссоединения, стоящая на выезде из Пхеньяна в сторону Южной Кореи, Дворец молодежи и школьников, Дворец науки и технологий и многое-многое другое. Кроме того, только Студия Мансудэ имеет право создавать статуи и картины вождей. Стоящими рядом с холмом Моранбон статуи Ким Ир Сена и Ким Чен Ына тоже созданы скульптурами этой студии. Именно туда приходят корейцы возлагать цветы на все праздники и торжественные мероприятия.
Меня в свое время восхитили картины, которые были привезены на выставку в Москву. Следует признать: художникам Студии Мансудэ удается создавать потрясающие картины в стиле социалистического реализма. Особенно замечательно получаются батальные сцены. Нельзя, конечно, не заметить и присутствующий порой пропагандистский подтекст, но в любом случае - талант художников Страны чучхе очевиден. Когда же меня спросили: "Выбирайте, к кому в гости хотели бы сходить из наших мастеров?" - Ответ был готов: "Конечно, к художникам!"
Меня завели в одну из студий, где работали два художника - мужчина и женщина. Мужчина рисовал море, а женщина - красивый осенний пейзаж. "У каждого есть своя специализация: вот, например, этот сотрудник известен именно своими морскими видами, а у женщины большинство городских видов, а также природы осенью и весной", - пояснил мне гид.
"Сколько у вас уходит время на картину вот типа этой?" - спросил я женщину, которая отвлеклась, чтобы поговорить с нами. - "Зависит от вдохновения, но обычно два-три месяца. Строгого плана "выдачи продукции" нет - работа же творческая", - пояснила она.
Чтобы развивать ощущение прекрасного, сотрудников Студии Мансудэ часто возят на различные выставки, в музеи, зимой показывают характерные заснеженные пейзажи, летом вывозят на побережье, весной и осенью устраивают экскурсии по наиболее известным горам и паркам. "Надо же помнить, как природа выглядит!" - засмеялся мужчина, делая очередной мазок на изображении волны.
В следующей студии трудился уже более возрастной художник. "Это один из самых известных наших мастеров. Имеет звание заслуженного художника КНДР. Работает в основном в стиле традиционной корейской живописи", - сказал мне гид. Как раз за выполнением такой картины мы и застали мастера. Он же лишь мельком улыбнулся нам и снова погрузился в работу. Я не большой знаток и любитель традиционной восточной живописи, но одна из картин поразила. В мастерской стоял набросок головы тигра. Глаза у хищника были действительно как живые, это просто надо видеть, словами трудно передать.
Впрочем, "как живые", "заряженные энергией", "мощью" можно сказать про очень многие картины. Особенно это касается тех, что связаны с современностью: сцены "рабочих побед", битвы с врагом, обычных людей Северной Кореи - у художников Студии Мансудэ получается сделать так, что картина буквально пышет энергией.
"Говорят, что китайские коллекционеры без ума от ваших картин?" - спросил я, когда мы, поблагодарив художников, вышли из мастерских. "Бывали случаи, когда к нам приходили в выставочный зал и говорили: "Любую цену называйте - тут же беру!", - смеется мой гид, говоря, что "не все продается" и тут же предлагает: "Раз уж разговор зашел, то пойдемте посмотрим выставочный зал".
В нем были многие из шедевров, которыми гордится студия. Значительную часть из них можно приобрести. Цены разные - от 5 долларов за небольшую вазочку, выполненную в древнем стиле, до огромной картины за 30 тысяч долларов. Впрочем, один китайский знакомый искренне меня просил купить самую дорогую картину, предлагая сразу деньги: "Все равно в Китае они стоят в четыре-пять раз больше, а то и дороже. Картины северокорейских мастеров у нас очень ценятся!"
Тут же рассказали про еще одно направление работы. Скульпторов КНДР часто приглашают в другие страны, где требуется возвести что-то грандиозное. Из последних известных памятников - Монумент независимости в Намибии и "Возрождение Африки" в столице Сенегала. Про него мне с гордостью сказали, что он "на два-три метра выше, чем Статуя свободы в Нью-Йорке". Среди заказчиков больших монументов вообще много представителей Черного континента - Зимбабве, Ангола, Бенин, Намибия, Эфиопия и другие. Большое, масштабное и грандиозное, как уже говорилось, у северокорейцев получается делать очень хорошо.
Последние появившиеся в Пхеньяне строения - Дворец науки, улица ученых Мирэ, несколько новых кварталов столицы - все это не дает усомниться, что с чувством прекрасного у сотрудников Студии Мансудэ все в порядке.
Правда, вот одного вы точно не найдете. "Кубизм, сюрреализм? Нет, это не наше! Те картины и скульптуры зарубежных мастеров мы сами не понимаем. Мы работаем только в стиле соцреализма или в традиционном корейском стиле", - пояснила мне сотрудница выставочного зала Художественной студии Мансудэ.
В любом случае, если будет шанс сходить на выставку работ мастеров кисти, скульпторов КНДР- не упустите шанс, там действительно всегда есть на что посмотреть.