Французские ученые решали более простой вопрос: откуда вообще появляется способность к математике. Существуют две гипотезы. По одной, есть люди, которые интуитивно чувствуют пространство и числа. Попросту говоря, человек математиком рождается. По другой, склонность к этой науке - побочный эффект появления языка и речи.
В эксперименте участвовали профессиональные математики и обычные люди примерно с одинаковым образованием. Всем предложили ответить на сложные математические тесты по алгебре, геометрии, топологии, а также тесты на общий кругозор - по истории, географии и т.д. На томографе ученые смотрели, что происходит в мозге добровольцев.
Математики успешно выступили в обоих заданиях. "Гуманитарии" хороший результат показали в тестах на кругозор, но провалили математические. А что же происходило в головах? Математические тесты активировали у математиков определенные зоны в коре мозга. Но "молчали" у добровольцев из общей группы. Интересно, что они все же включались, когда требовалось сделать простые арифметические действия, например на сложение или умножение.
Вывод? Математическое мышление высокого уровня работает в зонах, которые отвечают за восприятие чисел, пространства и времени и отличаются от зон, связанных с языком. То есть, по мнению французских ученых, склонность к математике должна проявляться уже в детстве. И это родители могут увидеть, наблюдая, насколько их чадо ориентируется в пространстве и в мире чисел.
- На самом деле, с зонами, которые видны во время тестов на МРТ, все не так однозначно, - сказал корреспонденту "РГ" член-корреспондент РАН Алексей Иваницкий. - Нет зон, которые "кричат" или "молчат". Некоторые во время решения задач немного активней, чем другие. Почему "гуманитарии" не справляются с математическими задачами? Скорей всего, определенные зоны у них менее развиты. Но, думаю, что они заложены в мозге подавляющего числа людей, но у одних они развивались при обучении, а у других так и остались в зачаточном состоянии, так как их не тренировали.
В свое время ученые из Стэнфордского университета отобрали группу обычных восьмилетних школьников и шесть лет на МРТ изучали их мозг. У тех, кто занимался математикой и достиг определенных успехов, структуры мозга значительно отличались: больше развита внутритеменная борозда коры, которая помогает выполнять сравнительный анализ и работать с числами, а также затылочная и префронтальная доли, которые отвечают за прогнозирование. Чем выше были успехи в математике, тем сильнее оказалась активность в гиппокампе, который отвечает за память. Словом, на часто звучащий вопрос, а зачем нам синусы и тангенсы, биномы и логарифмы, ответ однозначный - они мозги развивают. Кстати, в китайских балетных училищах за математику спрашивают так же строго, как за танец.