Сказки о гадких утятах

Цель фестиваля "Дубль дв@" - пробить неизвестному кино дорогу к зрителям. Странно, но такие фильмы есть и в запасниках популярнейших мастеров. Мы показываем две последних работы Эльдара Рязанова и Людмилы Гурченко.
 Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

О Хансе Кристиане Андерсене Рязанов думал давно: он и сам создавал мудрые сказки об иронии судьбы, зигзагах удачи, служебных романах и странных человеках ниоткуда - сказывались родство натур, общий свет творчества. Картина снималась, когда денег на кино уже не было совсем, а нужно было снимать датскую натуру и датские нравы, претворявшие утят в лебедей. Да и лет Рязанову было уже немало, он болел, но фильм все равно сделал удивительный, причудливый, многослойный и мерцающий.

Там мотивы реальной жизни Андерсена - его одиночество, его вечные комплексы "гадкого утенка", его любовные неудачи - переплетаются с сюжетами его волшебных сказок. Там сам Андерсен был и Ученым, и его Тенью, и Стойким Оловянным Солдатиком, и заледеневшим Каем, и даже королем Дании, по легенде, вышедшим на оккупированные гитлеровцами улицы со звездой Давида на груди - уже в ХХ трагикомическом веке. Это не байопик - это фантазия, причем музыкальная, и вы услышите удивительные творения великого композитора Алексея Рыбникова, создавшие атмосферу живописного карнавала - нарядного и бравурного, но помеченного тленом "прощальной красы".

Думаю, в фильме отразилась и горечь самого Рязанова, который в те годы уже отчетливо понимал, что и прекрасные грезы Андерсена, и его собственные добрые киносказки крайне мало повлияли на людей и совсем не изменили их к лучшему. Он тоже на склоне лет чувствовал себя все более одиноким, забытым и ненужным - замкнулся в семье, отошел от когда-то дружного киносообщества и свою последнюю картину снимал для тех, кто способен понять и принять сердцем эту вечную драму всех великих художников истории.

Он оказался прав: фильм почти не шел в кинотеатрах, критики привычно кривили губы, один юнец не постеснялся сотворить подобие выговора старикам, которые никак не хотят уходить. Теперь великий мастер ушел, и мне кажется, в его последней картине проявились те горькие тревожные мысли, которые не смогли расслышать оглохшие. О нашей общей жизни, переполненной ненавистью и обделенной любовью.

"Пестрые сумерки" Людмилы Гурченко - кровоточащий след в душе великой актрисы. Ее познакомили с детдомовским парнем редкого таланта - слепым от рождения пианистом Олегом Аккуратовым, который хватал гармонии на лету и тут же, еще не зная нот, импровизировал на фортепиано. Гурченко считала: перед нею новый Стив Уандер. С ее помощью Олег съездил учиться в Канаду, ему прочили блестящее будущее. Но судьба его сложилась иначе - родители вдруг вспомнили о прежде не нужном им сыне, и он стал играть в местных джазах. Гурченко решила рассказать о нем в фильме - привлечь внимание к таланту, которому грозило погибнуть в глуши и безвестности.

Это не просто фильм - это поступок, акция в защиту потенциального гения. На фильм было брошено все: Гурченко сама шила костюмы, привезла на съемочную площадку мебель из квартиры, написала музыку и песни, которые исполнила вместе с Олегом (его голос звучит за кадром). Пригласила прекрасного режиссера, но тот в последний миг отказался - ей пришлось стать и режиссером. Израненный уже на взлете фильм походил на неказистого гадкого утенка, но в нем билось сердце и жила душа актрисы. В нем - ее страстное желание рассказать миру о живущем среди нас таланте, которому не дают стать гением.

Не случилось: фильм не вышел на экраны, утенок так и не стал лебедем. Нам кажется важным, чтобы последние слова любимой всеми актрисы, ее последняя воля дошли до преданных ей зрителей.

Зрители о фильмах

- Так приятно снова встретиться с умными, человечными фильмами! С фильмами по запросу души, а не коммерческого успеха. Но не дает покоя досада, что нет продолжения жизни у этих картин. В прошлом году на фестивале был замечательный фильм "Если все...". Фильм-примирение, фильм-добро - как он нужен сейчас, при наших жестоких конфликтах, на больших экранах. Почему его не покажет хотя бы телевидение? С благодарностью - Елена.

- В последнее время в российском кино наконец-то стал возрождаться жанр легкой комедии, и "Ч/б" - яркое тому подтверждение. Главная особенность фильма - очень деликатное и доброе высмеивание наболевших конфликтов с националистическим налетом. Екатерина Горбачева.

Зрители о фестивале

- Очень нужный фестиваль в ситуации, в которой оказалось наше кино. Мы потеряли зрителей, которым сейчас 25-30 лет: советское кино для них уже неактуально, а "новое русское" только раздражает. Те, кому 35-40, еще помнят советское и ностальгируют, но в кинотеатре им нечего смотреть. Подростки не пойдут в кино с родителями. А здесь, в интернете, возможно семейное кино! Мы вместе с детьми посмотрели "Честное пионерское-2", и слава богу, кино оказалось волшебное! "Дубль дв@" - отличный проект!