Эксперты Marketsand Markets утверждают, что распространению концепции Интернета вещей будут способствовать прежде всего снижение стоимости сенсоров и RFID-меток (технологий идентификации), а также развитие облачных технологий. Аналогичные выводы следуют и из отчета компании Retail Market Research. Так, 80 процентов опрошенных ретейлеров признают, что в ближайшие три года развитие Интернета вещей приведет к кардинальным изменения в области розничной торговли. Кроме того, 66 процентов респондентов заявили о готовности к переменам, 72 - признали, что элементы Интернета вещей в той или иной мере уже внедрены в их компаниях.
Спектр IoT-технологий в ретейле довольно широк. Он включает POS-терминалы (аппаратно-программные комплексы для торговли), RFID-метки, сенсоры на полках и в примерочных, Bluetooth-маяки, голосовые технологии, мобильные компьютеры и 2D-сканеры для штрихкодов. Взаимодействуя между собой, устройства анализируют поведение потребителей, контролируют размещение и наличие товаров в магазине, а также оптимизируют его работу. Несмотря на то что говорить о комплексном внедрении IoT-технологий в ретейле пока преждевременно, определенные инновационные решения, такие как мобильные технологии и 2D-сканеры, уже активно используются.
"Сегодня все больше компаний внедряют различные интернет-решения в розничной торговле, предлагая покупателям отличный ассортимент товаров по приемлемым ценам как оффлайн, так и онлайн", - подтвердил глава подразделения сенсорных решений Honeywell в России Роман Полуднев. По его словам, в качестве двух ключевых технологий для розничной торговли можно выделить двумерное сканирование и мобильные решения для персонала, которые позволяют разработать индивидуальный подход к каждому покупателю. Мобильные компьютеры, к примеру, обеспечивают сотрудникам магазина доступ к информации о покупателе: его предпочтительных брендах, размерам, истории покупок. Кроме того, работники торгового зала, не отходя от покупателя, могут сравнить цены на товар на различных интернет-ресурсах для того, чтобы сделать индивидуальное предложение в зависимости от предпочтения клиента или на основании данных о планируемых акциях и скидках.
Одной из главных задач, которую позволяет решить внедрение IoT, это повышение качества обслуживания клиентов. Согласно исследованию компании Retail Market Research, 51 процент ретейлеров рассматривает внедрение IoT-технологий как способ добиться преимущества перед конкурентами, повышая уровень лояльности со стороны покупателей.
И это логично, ведь сегодня в поведении потребителей произошли существенные изменения: они тратят больше времени на поиск товара, тщательно анализируют и сравнивают предложения на рынке, изучают отзывы, взаимодействуют с другими покупателями, а также делятся своим опытом. "Именно поэтому для того, чтобы соответствовать ожиданиям хорошо проинформированных клиентов, а также для сохранения высокого уровня сервиса, сотрудникам торговой точки необходимо собирать и анализировать информацию о покупателях, вовремя корректировать ассортимент в соответствии со спросом", - отметил Роман Полуднев.
Использование информационных технологий, например 2D-сканеров, позволяют хранить данные о товарах и поведении покупателей, повышая эффективность работы магазина, уровень обслуживания и удовлетворенность клиентов. Кроме того, 2D-сканеры открывают новые возможности в области создания различных предложений, маркетинговых акций и программ лояльности.
"Мобильный маркетинг представляет собой инструмент, внедрение которого является очень важным элементом стратегии развития розничных сетей. Например, если крупная торговая сеть проводит масштабную акцию, предполагающую массовую рассылку скидочных купонов, технологии 2D-сканирования позволят сэкономить на их печати и распространении, снизив операционные расходы, - пояснил эксперт. - Еще один плюс - минимизация риска того, что клиент просто забудет или потеряет свой купон либо карту. Мобильные телефоны являются неотъемлемым аксессуаром подавляющего большинства потребителей, а значит, покупатель всегда будет иметь доступ к своему электронному купону, что, безусловно, повышает эффективность акции".
А для привлечения покупателей к программам мобильного маркетинга, важно обеспечить им возможность удобной и быстрой регистрации в программах лояльности. "Благодаря быстрым сканерам и ПО, ретейлеры могут сканировать ID-карты покупателя, например водительское удостоверение, и автоматически заполнять регистрационную форму", - добавил эксперт Honeywell.