Новак назвал правильным отказ от искусственного ограничения нефтедобычи

Нефтяной рынок должен самостоятельно восстанавливать баланс спроса и предложения, это - "наиболее правильный путь". Поэтому, возможно, и хорошо, что нефтедобывающим странам не удалось договориться в Дохе о таком искусственном рычаге регулирования, как заморозка добычи.

Об этом 20 апреля заявил министр энергетики РФ Александр Новак во время встречи со студентами нефтегазовых вузов страны. "Россия никогда искусственно таким не занималась, это только ОПЕК таким занималась", - напомнил он.

16 февраля четверка стран - Россия, Саудовская Аравия, Венесуэла и Катар - предварительно договорились заморозить добычу нефти на уровне января в среднем по году. Инициатором идеи стала Венесуэла. Среди условий имплементации соглашения было участие других крупных нефтедобывающих стран в соглашении.

После этого было решено встретиться на министерском уровне в Дохе, столице Катара, 17 апреля. Принять участие в переговорах согласились все члены ОПЕК, кроме Ливии и Ирана. Первая потребовала особых условий, которые ей не предоставили, а второй заявил, что имеет право нарастить уровень добычи до досанкционного уровня (четыре миллиона баррелей в сутки), а уже потом может присоединиться к сделке. Из стран, не входящих в ОПЕК, были Россия, Мексика, Оман, Бахрейн, Колумбия, Казахстан и Азербайджан.

Сторонам не удалось согласовать свою позицию из-за неожиданного требования Саудовской Аравии об обязательном участии всех членов ОПЕК в переговорах, в связи с чем после 13 часов совещаний стороны разошлись, так и не подписав документ о заморозке добычи.

На Национальном нефтегазовом форуме министр нефтяной и горнорудной промышленности Эулохио дель Пино заявил, что приглашает всех участников дохийской встречи на открытое заседание в мае или начале июня, чтобы наконец подписать договор о заморозке, а затем перейти к ручному регулированию уровня производства сырья, чтобы избежать спешного затоваривания стран нефтью при падении цен ниже 60 долларов за баррель.

В ответ на это после пленарной дискуссии Александр Новак заявил, что, вероятно, к июню смысла в заморозке добычи не будет, так как соглашение носило краткосрочный характер. Не будет и отдельных встреч России с членами ОПЕК по этой повестке. Ранее министр пояснял, что главной целью соглашения по ограничению добычи было снижение волатильности нефтяных цен: "Раньше мы сидели и ждали балансировки на 27 долларах, а теперь - на 40. Это же лучше", - пояснял он на встрече с журналистами в апреле.