После запуска третьей нитки энергомоста Кубань - Крым "Крымтроллейбус" частично восстановил городское троллейбусное сообщение. Наконец-то возобновилось движение троллейбусов и в Ялте, где горожане из-за блэкаута с декабря пересели на маршрутки. Впрочем, власти имели возможность наладить ритмичную работу общественного транспорта еще в декабре, когда в Симферополь поступили 40 новых 12-метровых автобусов ЛиАЗ. Они могли и должны были заменить простаивающие троллейбусы, однако этого не произошло. Корреспондент "РГ" выяснила, почему власти не справились с транспортным коллапсом.
Троллейбусное движение в крымских городах было ограничено из-за лимита энергопотребления. В Симферополе в течение полугода "рогатые" или не ездили совсем, или работали в режиме экономии - от 10 до 50 машин из 160. В самом плачевном положении оказалась Ялта - здесь они стояли все четыре месяца 2016-го. Жителям поселков, расположившихся вдоль трассы на ЮБК, до сих пор некомфортно: междугородные троллейбусы, отмененные в первый день блэкаута и не курсирующие до сих пор, связывают населенные пункты 70-километрового шоссе, там нагрузка также легла на маршрутки.
В Симферополе блэкаут не стал поводом для выпуска в город прибывших еще в декабре 2015-го 40 автобусов. Современные модели, работающие на газе, поступают в Крым в рамках программы обновления транспорта КФО. Они оснащены навигационной системой ГЛОНАСС, камерами, кондиционерами, тахографами и микролифтами для людей с ограниченными физическими возможностями. Изначально планировалось выпустить их на маршруты именно в январе, даже появились объявления о наборе водителей. Но в Симферополе возникли проблемы с передачей автобусов эксплуатирующему муниципальному предприятию.
В министерстве транспорта Крыма "РГ" объяснили, что автотранспортное предприятие Симферополя МУП "Горавтотранс" отказалось от получения автобусов по договору сублизинга. Эту информацию подтвердил глава городской администрации Геннадий Бахарев. По его словам, причина отказа - дороговизна ЛиАЗов.
- При покупке через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) автобусы обходятся в 2,5 раза дороже, и мы разбираемся, почему, - сказал он. - Машины приобрел крымский ГУП, находящийся в управлении минтранса РК. Затем по договору сублизинга машины должны были работать в городе. Но мы такую цену не потянем.
Однако ГТЛК отрицает какое-либо повышение цены, а Геннадий Бахарев ничем подтвердить свои слова не смог.
Глава администрации затруднился ответить, кто принял решение о покупке автобусов по завышенной цене, дав "РГ" еще более загадочный ответ.
- Никто ничего ни с кем не согласовывал, - сказал градоначальник. - Кто-то принял такое решение, теперь разбираемся, кто.
Но суть проблемы даже не в цене, а в том, что автобусы больше четырех месяцев простаивают без дела.
В минтрансе РК избежали прямого ответа, ограничившись обтекаемым сообщением пресс-службы: "Организация эффективной работы автобусов с учетом лизинговых выплат требует слаженных действий всех участников, оказывающих влияние на перевозки: министерства транспорта Республики Крым, администрации города Симферополя, ГУП РК "Крымавтотранс", автотранспортных предприятий".
В ГТЛК подчеркивают: что предложили, то Крым и купил.
- Стоимость автобусов с момента подписания договора лизинга не менялась, - рассказала "РГ" директор по стратегическому развитию и связям с общественностью ГТЛК Тамара Судакова. - Провели открытые конкурсы на право заключения договоров о поставке автобусов. В итоге закупочная комиссия, в состав которой входят в том числе представители республиканских властей и "Крымавтотранса", определила поставщиков автобусов.
Крыму техника поставляется на льготных условиях: без первоначального аванса и с льготной лизинговой ставкой. Первые платежи за уже прибывшие автобусы должны поступить в ГТЛК только в ноябре 2016 года. К апрелю "Крымавтотрансу" передали 110 ЛиАЗов, осталось еще 30. В минтрансе РК считают, что главные условия работы автобусов - оптимизация маршрутной сети, исключающая дублирование маршрутов, и внедрение автоматизированной системы оплаты проезда. Подчеркнули и то, что до выпуска транспорта в город нужно ответственно подойти к формированию тарифа на проезд.
В итоге, как сообщили "РГ" в "Крымавтотрансе", автобусы передали республиканскому "Крымтроллейбусу": на предприятии подбирают и обучают водителей и техперсонал, готовят производственную базу и разрабатывают маршруты. Ожидается, что автобусы выйдут на дороги Симферополя за счет республиканского бюджета и начнут курсировать к началу курортного сезона.
Тем временем
Постановление об обновлении общественного транспорта Крыма и Севастополя было подписано главой правительства РФ Дмитрием Медведевым еще в январе 2015 года. Предполагалось, что КФО получит автобусы, троллейбусы и трамваи на условиях лизинга - через Государственную транспортную лизинговую компанию. В течение 2015 года транспортные предприятия республики согласовывали с ГТЛК свои требования и пожелания к новому транспорту, и только в ноябре были заключены лизинговые соглашения. В частности, с ГУП РК "Крымавтотранс" подписан договор о поставке 140 автобусов общей стоимостью 1,377 миллиарда рублей.