Почему сегодня России, на ваш взгляд, так важна политика импортозамещения?
Александр Голиков: Производить больше в своей стране, снижать импорт - эта задача имеет простое экономическое обоснование. Увеличение доли рынка, занимаемой отечественными разработчиками, принесет бюджетам дополнительные налоги, появятся новые рабочие места. Снижение импорта - безусловное благо для отечественных предприятий. Не секрет, что отечественная продукция дешевле.
Помимо этого, не менее важны вопросы технологической независимости, информационной безопасности, электронного суверенитета. После введения санкций многие крупные организации, в первую очередь оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и ТЭК, оказались в санкционном списке. На продажу им зарубежного ПО, его обновление и техническую поддержку был наложен запрет. Это прямая угроза стабильному функционированию информационных систем и инфраструктуре в целом.
Приходилось неоднократно слышать, что иностранный софт может нести угрозу информационному суверенитету государства. Так ли это?
Александр Голиков: В прошлом году была проведена независимая экспертиза по оценке информационной безопасности при применении зарубежного инженерного программного обеспечения в ОПК. Результаты однозначные: ПО обладает возможностями передачи зашифрованных данных через Интернет на сервер разработчика. Исходные коды нашим контролирующим органам не предоставляются, проверку на отсутствие недекларированных возможностей ПО не проходило. Налицо все предпосылки к утечке за рубеж защищаемой информации из оборонного комплекса.
Но утечку данных еще можно диагностировать и оперативно принять меры. Более серьезная проблема - как обеспечить гарантию непрерывности производства военной техники. Имеющиеся в продуктах закладки могут в определенный момент отключить информационные системы и оборудование. Например, станки с ЧПУ, которые без ПО не работают.
Вместе с тем тотальный переход на отечественное ПО - заведомо невыполнимая задача, у нас не хватит ресурсов. Здесь и должна проявиться государственная политика импортозамещения: какие технологии следует отнести к критическим, какие из них наиболее уязвимы в настоящий момент, в течение какого срока следует обеспечить обязательное наличие отечественных альтернатив.
В каких сферах действительно сильны отечественные разработчики? В чем мы достойно можем заменить зарубежные?
Александр Голиков: Для наглядности стоит обратиться к результатам независимых исследований, в том числе проведенных зарубежными компаниями. Например, на российском рынке систем управления предприятиями (ERP) - на втором месте компания "1С" с долей рынка около 30 процентов, на рынке инженерного ПО в первой тройке поставщиков компания Аскон. А в сфере электронного документооборота (СЭД/ECM) - суммарная доля российских разработчиков превышает 50 процентов.
Вместо гипотетического "можем заменить" нужно говорить, что мы уже обошли многих зарубежных разработчиков в тех сегментах, где мы работаем. И можем отыграть еще больше. Другой вопрос, что отечественные разработчики представлены не во всех сегментах рынка.
Существуют ли уникальные российские разработки в разных сферах?
Александр Голиков: Не надо стремиться к уникальности. Она не всегда востребована потребителем. Нужны продукты - "рабочие лошадки", решающие наиболее массовые задачи, тиражируемые, со стабильной поддержкой, с постоянным развитием.
Практически в любой сфере такие отечественные продукты есть. У всех на слуху такие бренды, как 1С, Abbyy, Лаборатории Касперского, InfoWatch. Каждый инженер знает САПР КОМПАС, офисный пакет "МойОфис".
Наш самый уязвимый момент - это системное ПО. Здесь делается ставка на свободное ПО, но и в этом случае требуется создание мощных центров компетенции, которые бы участвовали в развитии продуктов. В реестр отечественного ПО, к примеру, внесена открытая СУБД Postgres Pro. Есть и квалифицированные команды по Linux. Но проблема не столько в наличии свободного ПО, сколько в переводе на него существующих продуктов.
А сколько сейчас отечественных разработчиков на рынке? Сколько продуктов уже включено в реестр российского ПО?
Александр Голиков: В России разработкой программного обеспечения занимаются тысячи компаний. Кроме того, есть разработчики уникальных заказных ИТ-систем, разработчики интернет-сервисов, в составе компаний-интеграторов работают подразделения по кастомизации типовых решений - все они тоже часть софтверной отрасли.
В апреле в реестр отечественного ПО включено уже более 400 программных продуктов. По нашей оценке, всего продуктов класса B2B (корпоративных) и B2C (для потребителей - физических лиц) около 4 тысяч. Наш прогноз - в реестре будут тысячи продуктов.